Майя ПИЛЬДЕС, директор гимназии №56, народный учитель РФ, Санкт-Петербург:

- Я придерживаюсь мнения, что любое объединение учителей - это хорошее дело. Расширение профессионального общения приносит только пользу. С другой стороны, сегодня всем хочется влиять на какие-то моменты в системе образования, и к этому необходимо относиться с осторожностью. Предметные ассоциации учителей - какие задачи они будут перед собой ставить? Влиять на содержание учебников, на содержание программ? Если это станет возможным, тогда я «за». Если цели расплывчаты, то какой смысл в объединении?

Ольга ИВАНОВА, директор школы №4, учитель географии и биологии, заслуженный учитель РФ, Калач-на-Дону, Волгоградская область:

- Думаю, в первую очередь такие объединения должны помочь в определении содержания отечественного образования, исходя из потребностей современных детей. Это не просто стандарты. Сейчас все более актуальны индивидуальные образовательные маршруты, особенно в старших классах. Кроме того, именно общественные ассоциации коллег-единомышленников - оптимальная площадка для знакомства с новыми педагогическими технологиями и авторскими находками.

Ирина ГОРШКОВА, методист, учитель русского языка и литературы лицея №1, Воронеж:

- Передовые учителя не хотят жить в атмосфере постоянных и часто неоправданных реформ, а также абсолютного отсутствия у педагога каких-либо прав. Сегодня у него есть только обязанности. Деятельность ассоциаций должна противостоять этому, а также вовлекать учительство в управление обществом. Кроме того, предметные ассоциации призваны разбираться во всех тонкостях того или иного предмета. И еще одно направление работы - контроль за деятельностью школьных администраций, в этом смысле ассоциации могут очень помочь учителям, потому что усилий профсоюза часто бывает недостаточно для справедливого распределения фонда оплаты труда.

Елена ТОРСКАЯ, учитель биологии школы №8 с углубленным изучением отдельных предметов, Жуковский, Московская область:

- Такие ассоциации, безусловно, нужны! И главная их цель - выработка единой программы по предметам. Например, наша школа уже давно перешла на концентрическую систему преподавания биологии, но я знаю, что так учат не везде. Проблемы начинаются, когда ребенок меняет класс или переходит в другую школу. Поскольку программы не скоординированы, у ученика могут появиться пробелы в знаниях. А вот в советской школе этой проблемы не было, так как существовала выверенная программа! Очень бы хотелось, чтобы у предметников было больше встреч. На учительскую зарплату не очень-то разбежишься, а общение, семинары - хорошая возможность расти профессионально и не закисать.