Анна СУХОРУЧКИНА,

ученица лицея №10 Одинцово

Здесь вспоминают народные предания и гуляют на «Покровской ярмарке», перебирают косточки ближним во время «Посиделок на Кузьму-Демьяна», гадают в «Веселые святки», встречают весну «Масленичными забавами» и веселятся, когда выдаются «Троицкие гулянья. Кумление». В репертуаре ансамбля игровая театрализованная программа «Ярмарка». Представления целиком составлены из игровых песен, плясок, кадрилей. Они обычно проводятся в кругу зрителей, которые вовлекаются в действие и принимают активное участие в играх и танцах.

Дети вместе поют и водят хороводы, разучивают старинные русские народные песни, частушки, обряды, изучают быт и историю Руси с древнейших времен. Благодаря фольклорному ансамблю в Центре эстетического воспитания сложилась традиция отмечать старинные русские праздники. Татьяна Александровна творческий, постоянно ищущий педагог, фанатично преданный своему делу. Концертмейстер Владимир Камышников ей очень помогает на занятиях, репетициях и концертах. В песнях они работают в тандеме.

В «Троице» участвовали двадцать девочек и пять мальчиков в возрасте от шести до тринадцати лет. Они были одеты в нарядную русскую народную крестьянскую одежду: девочки в ярких сарафанах, косынках и с березовыми венками на головах, а мальчики в русских рубахах.

Занятия и репетиции ансамбля проходят в учебном кабинете, обустроенном, как горница в русской избе. В ансамбле ведется работа по собиранию предметов народного быта и декоративно-прикладного творчества русских крестьян. Создан интерьер русской избы. В ней проводятся игровые программы для школьников во время каникул силами творческой группы коллектива. Татьяна Александровна говорит, что на базе этого интерьера с привлечением старших участников ансамбля, а также с использованием записей праздничных представлений педагоги школ города Одинцово проводят занятия по курсу «Мировая литература». Ансамбль участвует в творческом конкурсе «Детский экополис», который ежегодно проводится в Одинцове.

В горнице собраны не только предметы быта русских крестьян, но и оформлены стенды с фотографиями концертов ансамбля за многие-многие годы.

В этом учебном году ансамбль участвовал в дне открытых дверей Одинцовского центра эстетического воспитания. Ребята встречали всех гостей: разыгрывали старинные русские народные игры с пришедшими гостями и показали небольшой концерт. Накануне Нового года ансамбль участвовал в празднике новогодней елки - дети проводили игровую программу.

В программе музыкального абонемента в центре ансамблем был представлен концерт «Военные марши», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Дети пели строевые казачьи песни. В программе абонемента по рукоделию «Где водятся волшебники?» исполняли песни о прялке - хороводы «Уж ты, прялица», «Кудели-куделица», игры «Веретена», «Платочки».

В ансамбле дети учатся делать праздники сами. Они учатся заводить хоровод, быть «царем» в игре «Ходит царь» и озорным «воробьем» в игре «Дома ли кума, воробей?», вместе с «боярами» выбирать невесту. Они проходят шумным шествием с веселой Масленицей, заплетают березке косы, гадают на колечках. А с ряжеными они могут быть кем угодно - медведем, козой, Бабой-ягой, лешим и даже поскакать за коня.

Дети узнают приметы зимы по листьям березы, встречают весну, играя на свистульках. Узнают, когда собирают последние грибы и что такое колядки со звездой. Они весело поют частушки и имеют возможность побывать на ярмарке вместе с Ванюшей, чтобы кататься на карусели, а на посиделках и беседах чинно проходятся в затейливом хороводе и задорной кадрили.

На концертах часто бывают в качестве гостей и участвуют в представлениях дети из начальной коррекционной школы «Ромашка» из Одинцова. С этими 46 учениками с первого по четвертый класс Татьяна Александровна занимается особо. На концертах ансамбля «Живая вода» фольклорное объединение «Родник» для детей с ограниченными возможностями исполняет отдельные номера.

Программа занятий фольклорного ансамбля «Живая вода» имеет культурологическую направленность. Здесь создают условия для нравственно-эстетического воспитания детей через изучение народного творчества, сохранение русских народных традиций и приобщение к жизненным национальным истокам. Воспитывают чувство красоты, бережное отношения к культурным традициям, формируют нравственные человеческие качества, человеколюбие, честность, уважение к взрослым и сверстникам, к своему народу, национальное самосознание. Дети осваивают жанры русского фольклора - певческий, хореографический, инструментальный, приобретают опыт массового исполнения обрядов и праздников, песен и частушек. В «Живой воде» стремятся дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.

Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Актуальность и новизна связаны с тем, что в наше интересное и сложное время мы на многое начинаем смотреть по-новому. Обратиться к своим истокам - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства и переживания.