Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск

Вузы и колледжи оптимизируют набор, стараются координировать свою деятельность вместе со специалистами, занимающимися прогнозированием рынка труда. Увы, за последние годы учебные заведения наплодили переизбыток молодых специалистов по «модным» профессиям. В итоге без работы оказались десятки тысяч юристов, экономистов, пиарщиков, маркетологов, педагогов. Ситуация на рынке труда жесткая - пускать дитятю в свободное «неквалифицированное» плавание не хочется, и родители выпускников делают все возможное, чтобы их чада попали в вуз или колледж. Судя по всему, нынче все, кто хочет учиться, смогут стать студентами. Разве что не всегда получится поступить именно на ту специальность, о которой мечтал. Впрочем, занятые подготовкой к ЕГЭ старшеклассники в последние годы и не мечтали. На профориентацию у педагогов не хватало ни сил, ни времени.

- Мама - она бухгалтер - настаивала на профессии, которая дает, по ее словам, «кусок хлеба»: что-то экономическое, юридическое, - рассказывает Лиза Захаренко. - А я, честно говоря, еще не определилась. Мне ближе музыка, литература, но какой должна быть при этом моя профессия, понимаю плохо. Главное, чтобы место в вузе было бюджетным - платное не потянем. Мечтали о Плешке, о Вышке, о Санкт-Петербургском университете, но поскольку математика у меня не столь хороша, то мечты остались мечтами. Поступать придется в омские вузы, но тут тоже какая-то чехарда - в государственном университете, например, вообще убрали специальность «бухучет». Я думаю, может, лучше поработать годик, денег подкопить, опыта какого, понять, чего хочу, в конце концов. Последний год учебы был нацелен на сдачу ЕГЭ, а на то, чтобы определиться с профессиональными планами на будущее времени уже как-то не оставалось.

Преподаватели вузов в некоторой растерянности - педагогов Омского государственного технического университета, например, предупредили об уменьшении нагрузки, более того, о возможном сокращении штатов. Владимир Макаров, ответственный секретарь приемной комиссии ОмГТУ, объясняет это тем, что произошло некоторое перераспределение: уменьшается набор на гуманитарные и экономические специальности, а набор в магистратуру увеличивается. Но количество абитуриентов-2010, по его словам, сохраняется на уровне прошлого года.

В Омском государственном педагогическом университете тоже уверяют, что массового сокращения бюджетных мест не предвидится. С учетом демографического спада урезано всего 34 бюджетных места, но сохранилось 1015. Виктор Дробышев, председатель приемной комиссии ОмГПУ, объясняет:

- По действующему федеральному законодательству вузы должны предоставлять не менее 170 бюджетных мест по дневной (очной) форме обучения на 10 тысяч населения. В Омске около сорока вузов, так что бюджетных мест даже переизбыток. Вполне возможно, что некоторые вузы столкнутся с таким явлением, как недобор.

Но вот что удивительно - много бюджетных мест или мало, а платное образование все равно пользуется успехом как в государственных, так и негосударственных вузах. В прокуратуре Омской области советуют не спешить с выбором и, прежде чем подписывать договор об оказании платных образовательных услуг, внимательно проанализировать все пункты. Прежде всего обратить внимание, а есть ли у вуза лицензия, разрешающая деятельность на рынке образовательных услуг. Например, Омский филиал негосударственного образовательного учреждения «Институт иностранных языков» работает без лицензии с 2006 года. В настоящее время службой судебных приставов его деятельность приостановлена. А вот Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) организовал на территории Омской области платное заочное образование с использованием дистанционных технологий. При этом открыл целую сеть своих филиалов, куда студенты приходят для консультаций с преподавателями и для работы с головным вузом в Интернете. Кроме филиалов в Омске - на базе Сибирского профессионально-педагогического колледжа и негосударственного Омского регионального института - МЭСИ открыл свое подразделение в Исилькульском педагогическом колледже. По аналогичной схеме строили свои взаимоотношения с филиалами и некоторые омские вузы. К примеру, Омский филиал негосударственного образовательного учреждения «Современная гуманитарная академия» - с Ленинской средней общеобразовательной школой Таврического района и Приваленской средней общеобразовательной школой Азовского района. Закон не запрещает хоть омскому, хоть столичному государственным вузам открывать свои филиалы на иногородних площадках. Однако при условии заключения договоров на использование их материально-технической базы за определенную плату. Ведь в государственных учреждениях нет своего имущества, это федеральная собственность. Поэтому и управлять им необходимо рационально и эффективно, в соответствии с требованиями законодательства, а не как бог на душу положит. И конечно же, не в целях личной наживы.

Когда в прошлом году областная прокуратура проверила деятельность многочисленных филиалов государственного образовательного учреждения МЭСИ, то обнаружила, что все они действуют на основании лишь договоров о сотрудничестве. В этих документах не было ни единого пункта об использовании учебной и материальной базы филиала, его преподавательского состава. Не было и главного - разрешения на организацию МЭСИ образовательного процесса в стенах перечисленных выше площадок «филиальной» деятельности. Тогда прокуратура направила представление в Рособрнадзор. А Федеральное агентство по образованию приняло решение ликвидировать Омский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Казалось бы, решение ясное и однозначное, вопросов в реализации вызывать не должно. Однако контрольная проверка всех площадок Омского филиала МЭСИ показала, что все они продолжают работать как ни в чем не бывало. Более того, по-прежнему набирают студентов на платной основе.

Специалисты советуют: прежде чем подписывать договор и перечислять немалые средства на счет того или иного учреждения, надо внимательно ознакомиться с его учредительными документами. По данным прокуратуры Омской области, наибольшее количество поступивших в прошлом году заявлений и сообщений в правоохранительные органы связано с вымогательством преподавателями государственных вузов денежного вознаграждения за поступление либо сдачу экзаменов. Ряд проверок проводился по фактам злоупотребления должностными полномочиями, служебного подлога, присвоения материальных ценностей. Так, в 2009 году была осуждена преподаватель Омского аграрного университета, которая получила от 39 студентов денежные средства в размере от одной до трех тысяч рублей за незаконное, без фактической сдачи экзамена, выставление положительных оценок.

По словам Светланы Котенко, специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Омской области, администрации ряда омских учреждений профессионального образования включают в договоры условия, ущемляющие права потребителей. К примеру, в Омском строительном колледже в договоре на оказание платных образовательных услуг было указано, что при отчислении студента из колледжа, в том числе по его желанию, учебное учреждение не возвращает потребителю сумму, уплаченную за текущий семестр. Хотя по закону не выплачивать можно только сумму фактически понесенных исполнителем расходов. Также в договор был внесен еще один пункт, благодаря которому колледж не возвращал студенту оплаченные за учебу средства, если договор расторгался по инициативе колледжа. В то время как законодательством предусмотрено полное возмещение потребителю понесенных расходов при получении платных услуг.

Похоже, увлекшись подготовкой к ЕГЭ, школы забыли о том, что выпускников нужно готовить к жизни - чтобы не «пропасть» в учебном заведении.