Л.ПИРСКАЯ,

Республика Коми

У нас в гимназии принят локальный акт «Положение о системе оценки результатов обучения учащихся», в котором прописаны основные требования при выставлении оценок. В нем не указано, что за четверть или за полугодие учитель должен выставлять среднеарифметическую оценку. Выставление среднеарифметической оценки предусмотрено только по итогам обучения в 9-м и 11-м классе, при этом округление производится в сторону более высокого балла. В этом учебном году выпускница 11-го класса нашей гимназии не получила серебряную медаль в связи с тем, что проверяющий из управления образования, посчитав среднеарифметическое оценок, выставленных ученице за I полугодие 11-го класса по русскому языку, принял решение о неверности выставления оценки за полугодие учителем. Вместо «5» необходимо поставить «4». На этом основании девочке не выдали медаль.

- Критерии оценивания достижений учащихся регулируются локальными актами образовательного учреждения.

Согласно ст. 13 Закона РФ «Об образовании» система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения должны быть указаны в eставе образовательного учреждения. Согласно ст. 15 этого же закона образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Согласно ст. 55 Закона РФ «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и методов оценки знаний обучающихся.

Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. №362 утверждено Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

Пункт 27 Положения прямо предусматривает, что в аттестат выпускнику, получившему удовлетворительные результаты на государственной (итоговой) аттестации, выставляются итоговые отметки:

- по каждому общеобразовательному предмету инвариантной части базисного учебного плана;

- по каждому общеобразовательному предмету вариативной части учебного плана образовательного учреждения, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану образовательного учреждения не менее 64 часов за два учебных года.

Итоговые отметки, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением, определяются как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за X, XI (XII) классы и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

Выпускники, проявившие способности и трудолюбие в учении, награждаются золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении» и (или) похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» в порядке, определяемом Минобрнауки России.

Так, приказом Минобрнауки РФ от 25.02.2010 г. №140 утверждено Положение о медалях «За особые успехи в учении», согласно которому серебряной медалью «За особые успехи в учении» награждаются прошедшие государственную (итоговую) аттестацию выпускники, имеющие полугодовые, годовые отметки «отлично» и не более двух отметок «хорошо» по общеобразовательным предметам учебного плана, изучавшимся на ступени среднего (полного) общего образования.

Таким образом, в данной ситуации правила о необходимости выставления полугодовых оценок вызваны требованиями, предъявляемыми непосредственно для награждения серебряной медалью «За особые успехи в учении».