Комментарий «УГ»

Алексей ПОЛОВНИКОВ, заместитель главы администрации Камышловского городского округа по социальным вопросам:

- Может прозвучать самонадеянно, но я считаю, что уровень образования в Камышлове достаточно высок. Мы бываем в других территориях, общаемся, сравниваем. У нас высокий процент поступающих в вузы. В некоторые учебные заведения, такие как наш лицей, приезжают учиться дети из других городов. Причины успеха в четко выстроенной образовательной системе и в качестве педагогического состава, поддерживать которое помогает наш педагогический колледж.

Есть ряд спорных вопросов, которые администрация округа регулярно обсуждает с сотрудниками отдела образования. Мы должны приводить систему в соответствие с обновляющимися законами, но так, чтобы не сломать, не повредить, выбрать наиболее приемлемый вариант.

В отношении службы техобслуживания при отделе образования мнения существуют разные. Одна точка зрения: это нецелесообразно экономически. Однако директора наших школ и детсадов утверждают, что служба работает эффективно, так как быстро реагирует на любые поломки и устраняет их, и не хотят лишиться такой поддержки. Вопрос с ТО обсуждается так же, как и с централизованной бухгалтерией. Если ее функции передать в конкретные образовательные учреждения, экономия местного бюджета составит около 6 миллионов рублей, сумма существенная. Отдел образования отстаивает другую точку зрения: централизованная бухгалтерия удобна и надежна. Администрация города не давит и не приказывает, а анализирует, чтобы принятое решение работало на повышение качества образования.

Марина РОМАНОВА, Камышлов, Свердловская область

В ведении городского отдела - 6 школ, 8 детских садов и 2 учреждения дополнительного образования. В последние десятилетия строительство в городе велось неактивно, все учреждения находятся в зданиях либо старых, либо «зрелого возраста». Как быть, если в образовательной системе города случается техническое ЧП?

- У нас сложилась такая практика: при отделе образования создана служба технического обслуживания и ремонта, к помощи которой при необходимости прибегают все подведомственные образовательные учреждения. В нее входят 6 человек: 2 электрика, 2 сантехника, сварщик и руководитель. Срочная замена батареи, ремонт электропроводки, замена водонагревателя, проблемы с канализацией - неполадки устраняются быстро, и при этом школы и детские сады продолжают действовать. Мы понимаем, что к полномочиям отдела образования подобные функции не относятся, но собственная служба ТО за несколько лет доказала свою эффективность, и мы стараемся ее сохранить.

- Это касается аварийного и текущего ремонта. А как быть с капитальным? В Камышлове есть школа, которой 138 лет! Как удается поддерживать жизнь старых зданий?

- Серьезная проблема. Расчет только на областные или федеральные средства. Здание школы №1, которой 138 лет, является памятником истории и культуры. Почетно, но неуютно: деревянные перекрытия, спортзала нет... На реконструкцию по современным стандартам необходима не одна сотня миллионов рублей. Капитальный ремонт на сумму 15 миллионов рублей был запланирован в областной целевой программе, но из-за кризиса она приостановлена. Поэтому чаще приходится слышать: рассчитывайте сами на себя.

- То есть на внебюджетные источники финансирования. Из чего они складываются?

- Источников три. Первый - родительская помощь. Как вести подготовку к новому учебному году, если на косметический ремонт не выделено ни копейки? Заходим прошлым летом вместе с приемной комиссией в класс, все чисто, красиво, полы свежевыкрашены, стены тоже. Учительница рассказывает: «Собрался родительский комитет, решил, что нужно подновить и кто будет этим заниматься». В итоге все школы в приличном состоянии, успешно проходят лицензирование.

Второй - помощь предприятий. Бывший директор ООО «Элтеза» Вячеслав Федорович Клюев - меценат в чистом виде. Трудно назвать образовательное учреждение, которому бы это предприятие не оказало помощь: рабочей силой, материалами, оборудованием. Завод «Урализолятор» тоже постоянно откликался на наши просьбы. Индивидуальные предприниматели помогают, причем необязательно тем школам, где учатся их дети. Я думаю, нужно пытаться восстанавливать шефство в том виде, в котором оно существовало раньше.

Третий источник - платные образовательные услуги. Вот это направление у нас развивать очень сложно. Средняя зарплата горожан невысока, люди не понимают, почему должны платить за то, что прежде получали бесплатно. В спортивной школе пытались вводить символические взносы за занятия - 10 рублей, но процесс не пошел. Знаю, в детских садах крупных городов есть различные дополнительные секции и кружки, например иностранных языков. Среди камышловцев этот опыт не прижился: не видят смысла, если со второго класса школы все дети в обязательном порядке изучают языки.

Собственный заработок имеют только Дом детского творчества - организуют концерты, ставят спектакли и проводят праздники - и детско-юношеская спортивная школа, которая приглашает в свои залы в вечернее время взрослых за деньги. Вырученные средства идут на развитие материальной базы.

- Лидия Анатольевна, не пробовали ли вы создать общегородской попечительский совет для поддержки образования?

- Попечительские и управляющие советы действуют при учреждениях. Большинство вопросов решается на уровне конкретных ситуаций: возникла необходимость - собираются заинтересованные стороны, принимаются решения. Создание еще одного совета на уровне города просто нереально, он не сможет выполнять возложенные на него функции.

- Сегодня в школах достаточно компьютеров, но не всегда хватает людей для их обслуживания. Как вы решаете эту проблему?

- Один специалист - инженер-электронщик - работает сразу на несколько учебных заведений. В каждой школе должен быть ответственный за энергохозяйство со спецдопуском, но у нас он один на все образовательные учреждения: с каждым заключает договор и ведет хозяйство. Еще один нерешенный вопрос: где в нашем небольшом городке найти высококвалифицированного главного бухгалтера? Это одна из причин, почему мы сохранили централизованную бухгалтерию при городском отделе образования. Все образовательные учреждения заключают соответствующие договоры, но при этом сохраняют за собой право самостоятельного управления финансами. Это не противоречит законодательству.

- Актуальный вопрос нынешнего момента школьной реальности, сколько человек в твоем классе... Ваши учителя ощутили на себе результаты новой системы оплаты труда?

- Нас иногда ругают за неэффективное расходование бюджетных средств. Да, средняя наполняемость классов в Камышлове ниже нормы - 23,4 человека. Это не единственный норматив, в который мы не укладываемся: на каждого ученика должно приходиться не менее 2,5 квадратных метра. Наши же здания построены давно и в соответствии с прежними требованиями. Получается: исходя из размера кабинетов классы нужно уменьшать, а исходя из нормативов НСОТ - увеличивать. Реальность же от нормативов не зависит. Так как же новые нормы вместить в старые школы?

К сожалению, документы, которые принимаются сегодня, всех стригут под одну гребенку. Мы не мегаполис, но и не село: городские показатели не вытягиваем, а сельские на нас не распространяются. Оказались между крайностями. Логично было бы ввести особый коэффициент для малых городов.

- Встает ли вопрос о закрытии школ в Камышлове?

- Хотелось бы, чтобы меня услышали повсюду: сохраните то, что есть! Не надо ничего закрывать! Руководство местной администрации придерживается такой же позиции. Сегодня закроем, завтра демографическая ситуация изменится, как это уже бывало, и придется создавать заново то, от чего отказались. Так произошло с детскими садами. Их было в Камышлове 24, осталось 10, мест не хватает, страдают и дети, и родители.

Можно что-то оптимизировать. Например, возникла проблема комплектования десятых классов. На координационном совете руководителей муниципальных образовательных учреждений решаем этот вопрос: сохранить ли параллель в 2-3 школах либо в каждой оставить по одному классу.

Инновации, о которых сегодня много говорят «наверху», - это, конечно, замечательно. И мы хотим иметь новейшую технику и педагогов-новаторов. А в реальности несовершенна учебно-материальная и материально-техническая база, не хватает учителей физики и химии... Сохранение существующего и развитие в соответствии с современными условиями - вот что действительно актуально в российской глубинке.

- Лидия Анатольевна, я знаю, что в Камышлове проходит конкурс «Формула успеха» среди учеников и учителей. По каким критериям вы оцениваете успех?

- Конечно, не только по учебным показателям. Один добился высоких результатов в спорте, другая стала победительницей художественного конкурса, поразив всех тонкостью ювелирных изделий, сделанных своими руками. Двое учеников подготовили социальные проекты, которые заинтересовали представителей городской администрации, - «Камышлов купеческий» и «Здесь будет город-сад». Исследование истории озеленения города, парков и скверов, украшавших Камышлов раньше, подсказало идею: выпускники школ теперь будут высаживать деревья вдоль городских улиц. Согласитесь, это успех, когда твой теоретический труд оживает на глазах.