В выступлении Николая Никандрова прозвучала мысль о необходимости идеологического образования, инструментом которого и являются СМИ. Устранение экономического, политического, идеологического соперничества в мире невозможно. СМИ всегда отражают его. Идеологическое образование может разрешить вопросы, которые иными средствами разрешить невозможно. Социализация, проводимая средствами массовой информации, в каком-то смысле действует сильнее, чем воспитание организованное. В школе можно учить разумному, доброму, вечному, но реклама с надписью «Бери от жизни все» действует на школьника тоже. И это сложный вопрос - кто какую ориентацию для себя выберет. Своим неоднозначным отношением к средствам массовой информации поделилась и Елена Камбурова: «Нормой стало то, что в нормальном обществе должно быть исключением. Милосердие, сострадание - исключения».

- СМИ не относятся к области аксиологической, - заметил главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда. - Само определение «средства массовой информации» указывает на некий инструментальный характер. Инструмент может служить положительным идеям и отрицательным. Журналист не может быть объективным, особенно если брать какие-то аналитические жанры, но какой критерий мы можем ему предъявить? Журналист не имеет права врать. Влияние, оказываемое СМИ, может быть недопустимым манипулированием. Сегодня СМИ не являются сервисными учреждениями, они не только рассказывают о чем-то, они формируют повестку дня. Не показали, не рассказали - нет события. Поэтому вопрос ответственности СМИ очень важен.

Однако от формирования повестки дня СМИ порой вольно или невольно отстраняются. Виктор Шудегов в своем выступлении коснулся 83-го федерального закона - о реорганизации сети бюджетных учреждений, когда под одну гребенку подвели и вузы, научившиеся зарабатывать, и продвинутые техникумы, колледжи, и школы, в том числе сельские, малокомплектные. «Но как могут зарабатывать школы, когда конституция запрещает делать образование платным. Говорят о том, чтобы давать бесплатно образовательный стандарт. Но педагогическая общественность не была в курсе, нужно было бы провести обсуждение этого закона с ее участием, ведь он касается всей бюджетной сферы, не только школьного образования. Любой закон, вызывающий споры, должен обязательно проходить обсуждение в СМИ».