Аделина КИРЕЕВА, кандидат педагогических наук, методист учебно-методического центра Всероссийского детского центра «Орленок»

I. Подготовительный этап.

Действия воспитателя:

1. Обратиться к перспективным педагогическим задачам, которые выдвинуты на весь период работы с коллективом. Выделить из них те, на решение которых будет направлено данное дело. Иначе говоря, провести стратегическую ориентацию.

2. Проанализировать ситуацию, сложившуюся в коллективе на данный момент: проблемы в отношениях ребят друг к другу, к коллективу в целом, к деятельности, к общественным ценностям.

3. Определить место данного дела в общей системе воспитательной работы с коллективом: будет ли оно продолжением цикла уже прошедших дел, положит ли оно начало работе по какому-нибудь направлению, станет ли завершающим этапом в решении какой-нибудь практической задачи.

4. Конкретизировать педагогические задачи, для того чтобы их целенаправленно решать, то есть добиваться положительных результатов воспитания.

Пример. На смену поставлена задача: формирование лидерских знаний, умений, навыков у подростков, развитие их самостоятельности. Вы обнаружили, что пока ребята мало знают об интересах друг друга. Стала очевидной проблема общения в коллективе, тревожит бездуховность, бессодержательность общения ребят. Кроме того, перед вами стоит еще одна задача - формирование познавательных интересов подростков.

Отсюда конкретные задачи:

- выявление общего кругозора подростков;

- привлечение их внимания к интересам друг друга;

- предоставление возможности обменяться ценностными знаниями;

- включение каждого в подготовку и проведение коллективного дела.

5. Подумать над общей идеей, замыслом дела. Что это будет? Непосредственное состязание в знаниях с помощью взаимных вопросов и ответов? Дискуссионный обмен мнениями? Защита каких-либо идей? Или еще что-то?

Допустим, вы решили остановиться на состязании. Тогда нужно подумать и решить для себя:

- стоит ли предлагать ребятам определенные темы, области знаний, по которым пойдет состязание, или пусть они назовут и выберут их сами;

- как целесообразнее организовать состязание: между постоянными группами или временными командами, творческими объединениями по интересам;

- как лучше: готовить вопросы и ответы на них заранее или предпочесть экспромт;

- нужен ли какой-нибудь общий игровой сюжет или нет;

- надо ли выявлять лучших, так сказать, «абсолютных» победителей или отметить, поощрить всех участников;

- стоит ли создавать компетентный орган для оценки (жюри, совет знатоков и т. п.) или пусть в этом процессе принимают участие все.

6. Отобрать несколько вариантов воплощения сложившегося замысла. В нашем примере это могут быть турнир-викторина, турнир знатоков, турнир смекалистых, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, академия веселых наук и т. п. Несколько вариантов необходимо, чтобы у ребят был выбор или чтобы, опираясь на предложенные формы, дети придумали свой вариант.

Нельзя допускать списывания чужих готовых сценариев. При таком подходе ваше дело уже не будет ни коллективным, ни творческим и вообще может превратиться в «мероприятие» в плохом смысле.

7. Составить свой план подготовки творческого дела, т. е. расписать по времени и содержанию алгоритм своих действий.

II. Коллективное планирование.

1. Для самого педагога этот этап предполагает:

- активное участие в обсуждении предложений, идей и организации дела;

- конкретизацию и выбор идеи проведения, способа (формы) проведения дела.

2. Индивидуальная работа с командиром отряда по определению: стратегии работы (цель, задачи дела); даты проведения; старта планирования; каким будет дело, как к нему готовиться, кто его организует.

3. Индивидуальная работа с руководителем творческой группы:

- совместное проведение первого сбора творческой группы;

- распределение обязанностей по подготовке дела в творческой группе.

4. Коллективная работа с отрядом:

- обоснование необходимости планирования дела;

- поиск интересных идей, предложений;

- разработка плана проведения дела.

Предполагаемый результат: все подростки отряда знают, что и как нужно делать.

Действия педагога:

Если форма дела экспромтная, то необходима стартовая беседа с коллективом.

Если же дело требует длительной подготовки и более тщательного коллективного планирования, то нужен общий сбор-старт.

Последовательность действий педагога:

1. Побеседовать с командиром отряда: как организовать коллективное планирование дела, какая нужна предварительная работа до общего сбора-старта: личная подготовка председателя к ведению сбора, совет коллектива по этому вопросу, инструктаж групп, объявление о сборе.

2. Принять участие в сборе отряда: помочь ребятам выбрать ту или иную форму коллективного планирования (сбора-старта) из предложенных вами, например, таких вариантов.

Первый вариант: отряду сообщается, что через несколько дней состоится сбор-старт по подготовке к делу. Каждой группе совет поручает подумать над предложением и выбрать представителя в творческую группу. На самом сборе группы высказывают и отстаивают свои предложения, избирается творческая группа, которая затем из этих предложений составит конкретный план проведения дела и подготовки к нему.

Второй вариант: обсуждение и выдвижение предложений в группах происходит прямо на общем сборе, после чего избирается творческая группа.

3. Проинструктировать групоргов о том, как вести обсуждение в группах: сесть в кружок; решить, кто будет выступать от групп; дать возможность высказаться каждому по очереди; вести записи предложений.

4. Проинструктировать ведущего сбора-старта (им может быть председатель или член совета коллектива): как рассадить ребят, как начать разговор, как вести обсуждение, кто и как будет фиксировать предложения. Инструктаж должен состояться накануне, а не за пять минут до сбора.

5. Принять участие в сборе-старте.

Необходимо тактически определить свое место на сборе:

- если ведущий неопытен и очень волнуется, хорошо сесть поближе к нему, чтобы иметь возможность потихоньку подсказать, тактично поправить;

- если в коллективе существует группа «возмутителей спокойствия», надо сесть рядом с ними;

- если один из микроколлективов слабоват - необходимо быть с этим микроколлективом.

Надо внимательно слушать, следить за ходом и ведением сбора, участвовать в обсуждении предложений на правах старшего товарища. При необходимости вносить свои предложения на выбор для общего обсуждения в таких формах: «а может быть, подумать над таким вариантом?..»; «мне кажется, будет лучше, если...»; «а что, если...».

Помогите ребятам обобщить высказанные суждения, предложения: «Итак, что же у нас получилось?..»; «Какая вырисовывается картина?..».

Нельзя стоять все время без надобности рядом с ведущим или в другой точке помещения, расхаживать по кабинету, перебивать ведущего и других выступающих, подменять их, громко делать замечания, одергивать ребят, заниматься своими делами, не имеющими отношения к происходящему (наведением порядка на столе, чтением журнала и т. д.), сидеть с отсутствующим видом.

6. Провести первый сбор творческой группы (можно сразу после сбора):

- предложить ребятам выбрать руководителя творческой группы;

- вернуться к предложениям групп: отобрать из них те, которые можно реализовать в данном деле;

- составить план подготовки и проведения дела;

- определить, что сделать, кто сделает, в какое время, к какому сроку;

- поручения по подготовке дела распределить между группами - лучше всего по принципу равного участия в подборе содержания и организационных моментах.

Продолжение следует