Самое время было собраться: во-первых, президентом Чувашской республики Николаем Федоровым подписан указ о дополнительных мерах по обеспечению реструктуризации школьной сети, во-вторых, хоть само дело уже знакомое, но нынче реструктуризация должна затронуть не только сельские, но и городские школы...

...То, что перемены в системе сельских школ жизненно необходимы, вряд ли бы кто рискнул оспорить. Вот типичное «лицо» сельской малокомплектки последних лет: в классе по 8-10 учеников, педагог, что ведет одновременно несколько предметов. Неудивительно, что при огромных затратах на обучение сельских школяров, те заметно отставали в знаниях от городских сверстников.

К началу 2002-2003 учебного года школы республики по президентской программе получили 71 специальный автобус. И хотя поначалу жители глубинки с некоторым недоверием восприняли новшество, своевременная доставка детей к месту учебы и домой в течение нескольких месяцев (причем в сопровождении социального педагога, который и за безопасность отвечает, и настроением детей поинтересуется, и пожурит за плохую отметку), сомнения рассеяла. Конечно, бывает, что транспорт «буксует», выходит из строя. Но местные власти находят решения. Сегодня школьные автобусы ежедневно перевозят 2300 детей из 243 населенных пунктов по 109 маршрутам. Общая протяженность дорог - около 850 км. В прошлом году реорганизованы 50 малокомплектных сельских школ. За счет сэкономленных от реструктуризации средств при сельских школах было открыто более 90 детских садов.

Нынче процесс продолжен уже с учетом прошлогоднего опыта. В этом году по президентскому указу для села будут закуплены еще 70 школьных автобусов, и 10-12 из них пойдут в резерв - на случай поломки техники. Взят в расчет и другой «фактор риска» - дороги. По разрабатываемой сейчас программе «Дорога к школе» в ближайшие 2-3 года будут построены и отремонтированы трассы к 130 деревням. Фактически реструктуризация школ дала импульс модернизации всей социальной инфраструктуры села: осуществляется газификация, благоустройство, обновляется связь и др.

Всего в 2003 году намечено реорганизовать 50 сельских школ. Учеников их примут укрупненные базовые школы - современные, оборудованные компьютерами и прочей техникой, с возможностью профильного обучения для старших классов.

Впрочем, только на создании базовых школ «реформа» сельского образования не зацикливается. Есть и другие варианты. В республике застрельщиками в плане школьной перестройки стали жители Моргаушского района. Именно они начали внедрять объединенные проекты «школа + клуб + учреждения спорта и даже здравоохранения», «школа + детский сад». При таком подходе к делу выгода очевидна: появляется возможность сохранить школу даже при малом количестве детей, объединить социум вокруг села. Сейчас в районе работают уже четыре школы, «совмещенные с очагами культуры» и шесть комплексов «школа - детский сад».

С селом понятно. А что же ждет в этом году городские школы? В плане реструктуризации «горожанам» предлагаются две модели. Первая: создание самостоятельных школ-ступеней (отдельно - начальная школа, основная и старшая профильная). Вторая: открытие образовательных центров, где ребята смогут получить и профессиональное, и дополнительное образование.

Один из мотивов грядущих перемен - улучшение качества образования. Что греха таить - и в иных городских школах уровень знаний учеников оставляет желать лучшего. Другая веская причина - демографический кризис. Начальник управления образования г. Чебоксары Сергей Кудряшов привел на Совете такую статистику: сейчас в среднем звене столичных школ (5-9-е классы) учатся 34 тысячи ребят, через четыре года их останется только 18 тысяч. Отряд же старшеклассников через 7-8 лет сократится почти на треть - с одиннадцати тысяч до четырех.

Но все-таки, насколько необходимы эти перемены? Для сельских школ, конечно, в плюс и собственные художественные студии, и курсы профподготовки. Но так ли они нужны в городе, в тех же Чебоксарах, где и без того немало возможностей для развития ребятишек? Есть и кружки при дворцах культуры, и центры детского творчества, и курсы при вузах: кто захочет, вариант для себя всегда найдет. Да и упомянутое «опустение школ» - дело будущего, пусть и не столь отдаленного. Пока же в Чебоксарах иные школы загружены под завязку, и занимаются в них ребята в две смены, и учеников в классах - сверх нормы.

Все же без реструктуризации не обойтись, считает министр образования Чувашской республики Галина Чернова, ведь преобразования нацелены на перспективу, на новый уровень требований к городским школам. И укомплектованных школ, по словам министра, реструктуризация не коснется - речь только о тех, где учеников не хватает. А если и придется делить школы по ступеням, то исключительно в рамках одного микрорайона, чтобы малышам далеко на уроки не ходить. Есть, между прочим, у такого разделения и научная мотивация: психологи утверждают, что учебный процесс пойдет куда эффективней, если младшие классы будут заниматься отдельно от старших.

Чувашская республика