Досье «УГ»

Подробное поурочное планирование курса с указанием формируемых компетенций учащихся по каждой теме и примерных форм работы на уроке размещено на сайте «Учительской газеты» www. ug.ru в рамках данной статьи в приложении 1.

Перспективное планирование курса с указанием целей и задач, планированием детских и педагогических действий, а также форм проведения уроков и перспективного результата смотрите на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru в рамках данной статьи в приложении 2.

Константин СОРОКИН, учитель информатики прогимназии №1779 Москвы, почетный работник образования города Москвы

Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

Приложение 1

Приложение 2

Пояснительная записка

Информатика - междисциплинарная область, изучающая способы получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации в различных системах (биологических, социальных, технических и т. п.).

Информатика как школьный предмет - первая ступенька к изучению и использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На сегодняшний день ИКТ - необходимый инструмент для любой деятельности, который привел к активному развитию компьютерной техники и появлению компьютерных технологий, знать которые сегодня так же обязательно, как уметь читать и писать.

Информатика - одна из немногих дисциплин, по самой своей сути отвечающая задачам стандарта нового поколения. Она имеет большое число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык. В процессе изучения информатики школьники практикуются во многих видах деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами. Особенность информатики заключается в том, что значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных технологий.

Важная составляющая стандартов второго поколения - деятельностный подход. Для этого подхода главным является вопрос, какие необходимы действия, которыми должен овладеть ученик, чтобы решать любые задачи. Иначе говоря, необходимо выделить универсальные действия, которые помогают решать разные классы задач. Это деятельностно-целевой подход к содержанию стандарта. Предлагаемый курс основ компьютерных технологий полностью соответствует этому подходу, формируя информационную грамотность ученика начальной школы, делая его конкурентоспособным и готовым к продолжению образования.

Формирование информационной грамотности ученика начальной школы направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Курс «Основы компьютерных технологий и элементы информатики для младших школьников» помимо вышеизложенных решает еще две задачи, определяемые положением предмета «Информатика» в школе. С одной стороны, курс призван дать учащимся общее представление об области знания «Информатика» и ознакомить учащихся с направлениями в этой области, такими как:

понятие информации;

виды и свойства информации;

способы получения информации;

информационные процессы;

кодирование информации.

С другой стороны, курс знакомит младшего школьника с основами компьютерной грамотности, дает практические навыки использования компьютера в дальнейшей учебной деятельности, формируя ИКТ-компетенции ученика. В процессе изучения практических тем ученик продвигается от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности, что явится наивысшим достижением учителя и ученика в совместном познании выбранных ИКТ-компетенций.

Такой двойственный информационно-деятельностный подход к внедрению предмета «Информатика» в младшей школе не является общепринятым. Традиционные курсы для начальной школы чаще включают в себя первую, информационно-математическую, составляющую, нагружая ученика подробностями «серьезной» информатики, которые он не в состоянии усвоить в силу отсутствия жизненного опыта. Предлагаемый курс содержит общекультурный минимум, позволяющий сформировать у ученика начальной школы общее представление об информационной картине мира через ее практическое преобразование с помощью компьютерных технологий.

Еще одна особенность курса - его цикличность. В процессе изучения материала школьник не один раз возвращается к изучению различных элементов компьютерных технологий, но каждый раз на новом, более высоком уровне. Информационная линия курса связана с практической составляющей. Завершается курс модулем, в котором ученикам предлагается найти применение ранее изученным технологиям для решения информационных практических задач.

Цели курса

Дать учащимся представление о современных компьютерных технологиях.

Дать учащимся представление об информационной картине мира.

Ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе.

Подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикации).

Сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных.

Формы организации учебной деятельности

Данный курс рассчитан на 36 часов еженедельных занятий со 2-го по 4-й класс начальной школы. Занятия проводятся в компьютерном классе и включают в себя теоретические и практические занятия.

Метод обучения, который может быть использован на практических занятиях, - обучение на примере: передача опыта путем демонстрации деятельности (фронтально-индивидуальная практическая работа) и индивидуальная самостоятельная практика. Также практические занятия предусматривают поисковые методы работы, когда учащиеся в сходных условиях искусственных сред самостоятельно находят пути решения практических задач. Методы проведения теоретических занятий зависят от темы и уровня общеобразовательной подготовки детей и могут включать работу в группах, парах, игры, индивидуальные обучающие задания. При введении новых понятий может быть использована коллективная форма организации урока. Коллективная (фронтальная) форма организации учебной деятельности учащихся на уроке помогает учителю и ребятам сдружиться, стать единомышленниками и сотрудниками. В итоге решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи, организуется взаимопомощь, у детей формируются устойчивые познавательные интересы, процесс обучения активизируется. Вместе с тем эта форма не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого ученика. Поэтому коллективная работа на уроке сочетается с индивидуальной. Так, наряду с фронтальным изложением материала, которое удобно для сообщения новой информации, широко используется эвристическая беседа, опирающаяся на опыт ученика. Вопросами, комментариями и оценочными суждениями учитель направляет ход беседы таким образом, чтобы привлекать к участию в коллективном обсуждении отдельных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. При этом личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

Дополнением к занятиям будет включение в систему уроков занимательных заданий, ребусов, задач на сообразительность по информатике.

Поурочное планирование имеет модульную структуру. Каждая тема завершается итоговым уроком, зачетным занятием, работой над ошибками. Зачетные занятия могут проводиться в любой форме, в том числе контрольной работы, устного зачета, тестирования, самостоятельных практических заданий, мини-проекта. Время, посвященное работе над ошибками, можно отдать на рассмотрение дополнительных смежных тем, отработку необходимых навыков.

Требования к компьютерам и программному обеспечению

При обучении можно использовать любые современные компьютеры, которые есть в школе. Системные требования: Pentium III (IV), 256 Мб ОЗУ, 17’’ SVGА-монитор, современная видеокарта для отображения 65536 оттенков, 4-скоростной СD-RОМ-привод, звуковая карта, Windows 2000/XP/Vista/W7, манипулятор «мышь». Также необходимы проекционное оборудование, беспроводная мышь и клавиатура для удобной демонстрации возможностей программы учителем.

Программное обеспечение, применяемое в рамках курса, входит в состав пакета СБППО и представляет собой стандартный офисный набор приложений.

Данная программа позволяет мигрировать на программное обеспечение для операционных систем семейства Linux или MacOS.

Литература

1. Горячев А. В. Информатика и ИКТ. Учебник для учащихся 3 классов. - М. : Баласс, 2007. - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100».)

2. Горячев А. В. Информатика и ИКТ. Учебник для учащихся 4 классов. - М. : Баласс, 2007. - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100».)

3. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб. : Питер, 2007. - 160 с., ил.

4. Симонович С. В. Компьютер для детей: Моя первая информатика. - М. : АСТ-Пресс Школа, 2005. - 80 с., ил.

5. Анеликова Л. А. Упражения по текстовому редактору Word. - М. : СОЛОН_ПРЕСС, 2007. - 128 с., ил.

6. Презентации Power Point: Практическое пособие по информатике / В.И. Копыл. - Мн.: Харвест, 2006. - 48 с. (Серия «Экспресс-курс».)

7. Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. Практикум для 8 класса. - СПб. : БХВ-Петербург, 2007. - 64 с., ил.

8. Соловьева Л. Ф. Информатика и ИКТ. Практикум для 9 класса. - СПб. : БХВ-Петербург, 2007. - 112 с., ил.

9. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе / Ю.А. Аверкин, Н.В. Матвеева, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 477 с., ил.

10. http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-pred-2008/informatika/inf_ proekt.html

11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы.

(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/62179c51-6025-497a-ab4c-4ca86e6bfe78/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=19)

В настоящее время курс проходит апробацию в прогимназии №1779 Москвы. С автором программы можно связаться на сайте прогимназии www.edu1779.ru , направив сообщение через раздел «Электронная приемная». Автор будет рад всем высказанным предложениям и замечаниям.