Ирина ДОЛИНИНА, кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного университета

В истории художественной литературы можно найти немало примеров соперничества и сотрудничества. Скажем, взаимоотношения Филиппа II и Александра Македонского, Моцарта и Сальери, когда добрые чувства, дружба были разрушены соперничеством. С давних времен философы и теологи рассматривали сотрудничество как социальную добродетель. А соперничество как эгоистическое, антисоциальное поведение, которое может принимать жестко соревновательный, агрессивный характер. Соперничество неизбежно приводит к конфликту, который может осознаваться или не осознаваться, носить скрытый или явный характер.

В науке этот вопрос стал изучаться только в конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века. Термины «сотрудничество» и «соперничество» относятся к совместным усилиям и конкуренции, возникающим либо в отношении обоюдных намеченных целей, либо в отношении средств достижения индивидуальных или общих намерений.

Благоприятными для сотрудничества становятся обстоятельства, в которых может быть достигнута цель одного человека только при условии достижения своих целей другими участниками событий. Соперничество или конкуренция - борьба за наилучшие результаты, за большие выгоды - это тот случай, когда индивидуальные цели могут быть достигнуты, если кто-то другой не сумел их достигнуть. Скажем, спортивные соревнования. В жизни бывают и те и другие ситуации.

Часто соперничество возникает само по себе и имеет не рациональный, а эмоциональный характер, нередко разрушительный. Тут уместно вспомнить древнее изречение: «Научись управлять собой, и будешь управлять миром». Это означает, что сотрудничеству можно и нужно научиться. Первым шагом должно быть «познание себя». Изучение привычного для самого себя стиля поведения.

В самоисследовании, обращении к собственному опыту может помочь тест. При выполнении его будем применять синоним понятий «соперничество» и «конкуренция» - «противоборство».

Из предложенных утверждений выберите вариант «а» или «б».

1.

а) Обычно я настойчиво добиваюсь своего.

б) Чаще я стараюсь найти точки соприкосновения.

2.

а) Стараюсь избежать неприятностей.

б) Считаю, что, когда доказываешь то, в чем считаешь себя правым, на дискомфорт обращать внимание не стоит.

3.

а) Мне неприятно отказываться от своей точки зрения.

б) Я всегда стараюсь войти в положение другого человека.

4.

а) Думаю, что не стоит волноваться из-за разногласий с другими людьми.

б) Разногласия всегда меня волнуют.

5.

а) Стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.

б) Считаю, что всегда нужно доказывать свою точку зрения.

6.

а) Считаю, что необходимо сближать свои точки зрения.

б) Думаю, что надо стремиться к реализации своей цели.

7.

а) Я, сообщая свою точку зрения, прошу соперника высказаться.

б) Демонстрирую преимущество своего мнения.

8.

а) Обычно пытаюсь убедить других людей.

б) Чаще стараюсь понять точку зрения других.

9.

а) Всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

б) Беседуя, слежу за развитием мысли собеседника.

10.

а) Я обычно отстаиваю свою позицию.

б) Если меня убедят, могу поменять свою позицию.

Обработка результатов

П = 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9а, 10а.

С = 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7а, 8б, 9б, 10б.

Подсчитайте количество совпадений по «П» (противоборство) и «С» (сотрудничество). Оцените степень выраженности характера вашего поведения. Тест показал, что в нашем поведении часто преобладает противоборство, соперничество.

Как же добиться того, чтобы в конкретной деятельности преобладало сотрудничество? Прежде всего - определить его цель. Она может быть общей, но не всегда это осознается. Поэтому ее важно сформулировать. Это поможет координировать усилия. Затем определяются средства, достижения, сроки. Распределяются роли. Нужно, чтобы при этом преобладало сотрудничество. Характер взаимоотношений и тон общения в любом случае должны оставаться эмоционально позитивными.

Еще древние египтяне поняли и отразили в своих притчах «золотые правила» отношений:

1. Не в споре рождается истина, а в соразмышлении.

2. Авторитет велик не тем, что навязывает свое мнение, а тем, что возвышает до себя и над собой других.

3. Критерий истины не мнение большинства, а гармония интересов.