Светлана ШЕВАЛДИНА, учитель музыки средней школы №2 города Белоярский, победитель XII конкурса «Сто друзей», ХМАО - Югра, Тюменская область

Каждый решает эту проблему по-своему, но всем ясно - для формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. В современном мире, где резко возрос поток информации, обрушивающийся на человека, дети во многих областях оказываются куда более «продвинуты», чем взрослые. Поддержать интерес ребят к обучению традиционными формами и методами сложно. В складывающейся ситуации школьное образование обязано искать новые формы и методы обучения и развития детей. Внедрение информационно-коммуникационных технологий стало большим шагом вперед в развитии системы образования.

Интернет расширил возможности организации учебного процесса. Помимо того, что в Сети можно искать информацию для уроков и внеклассной деятельности, предлагается множество ресурсов, уже готовых к использованию, например:

Единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru/),

Российский образовательный портал (http://www.school.edu.ru/ default.asp),

Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/).

Сегодня, с моей точки зрения, возникла проблема эффективности использования цифровых образовательных ресурсов, применение которых иногда приводит к внешней зрелищности уроков и уводит от развития внутреннего содержания. Я считаю, что проблему эффективного наполнения уроков новым содержанием и оптимального использования современных методов обучения можно решить, создавая авторские ЦОРы, содержание связано с системой работы конкретного учителя-практика. Именно поэтому я задумала и осуществила проект «Уроки музыки».

Цель проекта: наполнить новым содержанием уроки музыки в школе при помощи современных технологий.

Задачи проекта:

- создание условий для успешного усвоения учебного материала;

- активизация познавательной деятельности;

- организация деятельности по приобретению необходимых умений и навыков;

- обеспечение целостности восприятия мира искусства, наглядности и доступности материала уроков; развитие музыкального восприятия, навыков глубокого личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

- формирование эстетического вкуса;

- содействие развитию интереса учащихся к предмету.

Представленный проект предназначен для учителей музыки, преподающих этот предмет в общеобразовательных школах. Проект представляет собой цифровой образовательный ресурс, в котором отражены темы, определенные стандартом общего образования.

Структура проекта

Проект - это цикл, который состоит из нескольких частей. Темы заданы стандартами начального и среднего образования:

«Музыкальная речь».

«Музыка моего народа».

«Музыкальная культура народов России».

«Музыкальная культура народов мира».

«Стили и направления в музыке».

«Жанровое разнообразие музыкального искусства».

«Великие имена».

Помимо электронных презентаций предлагаются информационные материалы, которые можно использовать в качестве дидактического, раздаточного, занимательного материала к урокам музыки.

Структура каждой презентации такова, что ее можно использовать как самостоятельную единицу, так и в качестве основы для собственной трактовки урока, изменяя последовательность изложения материала, дополняя сведениями по усмотрению учителя и исходя из целей конкретного занятия. Все материалы выполнены с учетом возрастных особенностей детей, презентации сопровождаются звуковым рядом. Мобильные возможности программы Роwer Рoint, в которой создан проект, и простота ее применения позволяют каждому учителю произвести комплектацию к своему уроку с минимальными временными затратами.

На конкурс «Сто друзей» представляю часть проекта «Уроки музыки» - «Музыкальная речь» для начальной школы. Красочные наглядные презентации сделают знакомство с особенностями музыкального языка для детей младшего школьного возраста запоминающимся и эффективным.

Результат использования проекта

ИКТ сочетают в себе немало компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и видеоряд, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить проблему отбора качественных наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, поднять на более высокий уровень интерес к предмету. Благодаря применению электронного мультимедийного пособия «Уроки музыки» дети стали более активными на уроках - они с удовольствием высказывают свое мнение, размышляют, рассуждают. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, развивается образно-эмоциональная сфера детей.

Применение ИКТ изменило роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он превратился в активного участника процесса обучения. Отношения между учеником и учителем стали партнерскими, а школьник из объекта педагогического воздействия превратился в субъект учебной деятельности. Интерес к предложенной разработке вызывает у детей желание попробовать свои силы, так создаются проектные работы учащихся по предмету «Музыка». Один их коллективных проектов принял участие во второй дистанционной олимпиаде по музыке и изо, которую проводил в 2009 году кабинет искусства Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга, и занял 1-е место в номинации «Мультимедийный проект».

Считаю, что применение ИКТ изменило мотивацию учеников, а это одна из важнейших составляющих успешного обучения. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста.

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки - это не самоцель. Нельзя забывать о том, что музыка - это урок общения с искусством. Думаю, что очень важно не «подменить» его общением с компьютером. Нужно использовать только те возможности информационных технологий, которые помогают раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.

Использованные ресурсы:

http://www.portal-slovo.ru/art/35807.php

http://www.art-in-school.ru/music/

http://www.rusedu.info/Article775.html

http://www.twirpx.com/file/26203/

http://www.eidos.ru/journal/2008/0404.htm

http://wewe.rusedu.net/

http://www.openclass.ru/pages/195

Материалы находятся в свободном доступе в сети «Интернет».

P.S. ЦОР «Уроки музыки. Музыкальная речь» расположен на сайте www.ug.ru в качестве электронного приложения к данному материалу в июньской «Методической кухне».