Комментарий «УГ»

Ирина ШЕЛКУНОВА, начальник Управления образования Брянского района Брянской области:

- Организовать профильное обучение в сельской школе сложно. Основная причина заключается в нехватке ресурсов - кадровых и материальных. Мы решаем проблему следующим образом.

Наиболее отработанная модель при организации информационно-технологического профиля - сетевое взаимодействие. Здесь широко используются ресурсы межшкольных учебных комбинатов. Школьники обучаются по периодам согласно модульной структуре учебного года и в конце каждого модуля выезжают на недельную сессию. Между межшкольными комбинатами заключается для этой цели соответствующий договор. При таком способе школы объединяются, идет организованное очно-заочное обучение. Эта схема востребована потому, что малокомплектные школы часто не имеют возможности организовать профильное обучение на своей базе, но, интегрируя часы учебного плана и обращаясь в другое образовательное учреждение, они решают эту проблему.

Если в малокомплектной школе в одном классе 10 человек, мы считаем перспективным обучение на основе индивидуальных учебных планов. Для этого разработана специальная программа. Формируется индивидуальный учебный план на каждого ученика. При его составлении учитываются запросы родителей и детей.

Третий путь решения проблемы организации профильного обучения в небольших и отдаленных сельских школах - это дистанционное образование. К дистанционному образованию мы только подходим: проблема в том, что не хватает техники, скоростей, серверов, то есть все упирается в материально-техническое обеспечение.

Светлана ПОТАПОВА, с. Супонево, Брянская область

Во-вторых, невзирая на близость крупного города и конкуренцию больших учебных заведений, школа из десятилетия в десятилетие росла, из начальной став семилетней, потом восьмилетней, а затем средней трудовой политехнической школой с производственным обучением.

Это направление остается приоритетным в школе и в последнее время. Об этом безмолвно говорят присужденные ей награды. Так, в 1990 году по итогам Всероссийского смотра учебно-опытных участков Супоневской школе была присуждена II премия Министерства образования РСФСР, в 1991-м главный комитет ВДНХ СССР наградил ее серебряной медалью выставки, а в 2007 году школа получила диплом Федерального агентства по образованию за II место во Всероссийской выставке «Юннат-2007».

Небольшая сельская школа удостоена гранта Президента Российской Федерации и включена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России-2009». Здесь учатся 322 школьника и трудятся 33 педагога с высшим образованием, из них 22 с высшей категорией и 8 - с первой.

Труднее или легче организовывать учебный процесс и решать задачи развития в таком вот относительно небольшом учебном заведении? Возьмем, например, организацию профильного обучения. На первый взгляд это прерогатива крупных городских школ, где классов в параллелях побольше, а соответственно больше и диапазон выбора. Однако именно школа села Супонево была выбрана базой для проведения межрегиональной научно-практической конференции «Профильное обучение: состояние, проблемы, перспективы».

Почему? Об этом я попросила рассказать директора школы Михаила Яковлевича ШЕМЕТОВА.

Школа не вся жизнь, а самое начало. Но от этого начала зависит многое. Может быть, поэтому многие родители лезут из кожи вон, чтобы отдать ребенка в приличную школу, так как хорошие стартовые условия, на их взгляд, гарантия успеха. Трудно с этим не согласиться!

Приличная школа... Хорошая школа... Престижная школа... Сегодня, когда «императив инновационного развития России ставит как одну из ключевых задач подъем образования» (Модель образования-2020), когда идет оптимизация сети, каждый руководитель образовательного учреждения, каждый педагог, как никогда, стремится сделать свою школу более привлекательной в первую очередь для семьи.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, утвержденная в 2001 году, заставила наш коллектив пересмотреть миссию школы, ее приоритеты, место каждого педагога в решении задач дифференциации и индивидуализации обучения, более полно учитывать интересы, склонности и способности учеников, создавать условия для обучения старшеклассников в сопоставлении с их жизненными планами.

Школа должна, по мнению авторов Концепции, формировать у воспитанника социальные навыки и компетентности, чтобы он мог свободно реализовать себя в сложном меняющемся мире, чтобы он умел адаптироваться к рыночным условиям, научить его уважать чужое мнение и непохожего на себя человека.

Одним из важнейших шагов на пути к новой школе стало введение профильного обучения в старших классах. При сохранении фундаментальности образования усилена практическая направленность.

Сказать, что профильное обучение стало для нас чем-то новым, - значит погрешить против истины. Дифференциацией мы занимались до введения профильного обучения, причем официально. У нас были классы с углубленным изучением отдельных предметов, работа в которых доставляла учителям истинное удовлетворение. Шли в них смотивированные школьники. Комплектовать эти классы было просто: 80-90 человек в параллели!

В разное время у нас были физико-математические, гуманитарные, химико-биологические классы. Демографический спад начала 90-х догнал нас своими последствиями. Сначала уменьшением количества классов в начальной школе, а теперь в старших классах. В связи с этим проблема организации профильного обучения в старшей школе обострилась. Как же его организовать при небольшой наполняемости? В 2009-2010 учебном году в нашей школе было два профиля - универсальный и социально-экономический. Работу мы ведем следующим образом.

При формировании профильных классов мы учитываем:

желание учеников;

их реальные возможности;

мнение родителей и преподавателей, ведущих предметы выбранной специальности;

рекомендации методических объединений (педагогического консилиума);

данные тестирования учеников с использованием пакета диагностических методик, направленных на изучение уровня интеллектуального развития, степени усвоения базовых понятий школьного курса, уровня его структуры и данных профдиагностики.

Выбору профиля предшествует предпрофильная подготовка в 8-9-х классах. Элективные курсы по существу и становятся важнейшим средством удовлетворения индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. По окончании основной школы ученики сдают 2 экзамена по предметам, соответствующим профилю на третьей ступени обучения. Совместно с психологической службой проводится исследование познавательных возможностей детей, а также диагностика на основе анкетирования, направленная на самопознание школьников, на выявление истинных мотивов их выбора. К слову сказать, социальный заказ на профиль меняется от года к году.

Убежден, что учителя, работающие в профильных классах, должны не только быть специалистами высокой квалификации соответствующего профиля, но и помнить о том, что именно им предстоит завершить профильное самоопределение старшеклассников, сформировать их способности и компетентности, необходимые для профессионального образования. В профильных классах работают педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории, но этого сегодня уже недостаточно: «традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены. Складывается новое лицо педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов» (из Модели образования-2020).

Учителя-предметники профильных классов повышают квалификацию на курсах и семинарах Брянского ИПКРО. Многие прошли подготовку тьюторов по предпрофильному и профильному обучению.

В школе проводится мониторинг успешности обучения в профильных классах. Качество знаний учеников довольно высокое. И вместе с тем, на наш взгляд, проблема выбора профиля пока не разрешается должным образом. Школьники совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. По мнению школьного психолога, у большинства подростков недостаточно развиты личностные качества, необходимые для выбора профиля обучения и профессионального самоопределения, а также для возрастного развития: способность к самопознанию, доверие к себе, готовность к выбору, ответственность, целеустремленность, самокритичность, самостоятельность, эмоциональная гибкость, сила воли. В общем, нам есть над чем работать.

И снова о хорошей школе... Считаю, что плохих школ не бывает. Просто школы разные. Но все они должны соответствовать четырем требованиям. Первое - высокая педагогическая культура, которую я понимаю как умение учителей уважать ученика и умение прощать его. Второе - принцип стимулирующего обучения: каждый ребенок уходит из школы с победой. Должна создаваться ситуация успеха.

Третье требование. Его я бы сформулировал словами известного немецкого педагога Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь». И четвертое - это высокий уровень знаний.

Хотелось бы, чтобы не был подменен приоритет нравственности на приоритет интеллекта. Но это уже тема другого разговора. Оптимизм внушают Модель образования-2020 и Федеральный образовательный стандарт, в котором идет речь не только о примерных учебных программах по предметам, программах развития универсальных учебных действий учеников, но и о программе воспитания и социализации школьников.