Нина КОПТЮГ, учитель английского языка, кандидат филологических наук, Новосибирск

Выскажу общие пожелания по оформлению работ. Многие педагоги указывают на титульном листе только название школы. А район, город, край, республика? Некоторые участники забывают указать полностью свои собственные имя и отчество. Иногда нет ни личных данных, ни полного названия учебного заведения.

Есть и пожелания технического порядка. Прежде чем отсылать разработку со своей фотографией, которая занимает 3-5 мегабайт, или презентацию, куда вставлены «тяжелые» фотографии и картинки, попробуйте обработать их в любой программе (Paint, PhotoShop), их объем станет намного меньше.

Если вы пользовались какими-то источниками, будь то книги или Интернет, упомяните их в конце работы. Если вам помогал сделать презентацию ученик, учитель информатики, муж, так и укажите.

Будьте внимательны при выборе номинации. «Система» предполагает разработку именно системы воспитания, а «Программа» - программу, в том числе программу работы по системе. Ни та ни другая не могут быть представлены в форме отчета о проведенных вами мероприятиях.

Помните, что и сценарий тоже не отчет. Попробуйте представить себе, что вы написали сценарий и распределили роли в своем классе, а потом вас попросили отдать свой труд в другой класс, другую школу. Значит, вместо фамилий конкретных детей стоит поставить, например, имя персонажа. То же самое касается сценариев мероприятий, посвященных юбилею школы или другой локальной памятной дате. Попробуйте написать свою работу не как отчет о конкретном событии, а как методическую рекомендацию для ваших коллег из других учебных заведений.

Наверное, не стоит отсылать на конкурс все материалы, которые накопились у вас благодаря участию в других конкурсах, особенно если данные материалы так и оформлены, например с надписью «Городской методический конкурс-2007» на каждой странице. Во многих присланных работах не обозначены цели и задачи, нет рекомендаций и обобщений, бывает, что совсем не видно участия детей, а ведь именно они стоят в центре всей нашей деятельности.

Номинация «Воспитательная система»

Начнем нетрадиционно, с работы, которая вызывает не восхищение, а ужас. Вот что пишет автор: «Процесс воспитания понимается мною как целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами, поведением, как специально организованное педагогическое воздействие на личность с целью формирования значимых социальных свойств и качеств этой личности, осуществляемые во внеучебной деятельности педагогическим коллективом, в первую очередь классным руководителем». Далее следуют мероприятия по заучиванию Правил дорожного движения. О роли семьи ничего не сказано.

Советую участнице прочитать определение слова «воспитание» и подумать о том, что она делает с детьми, пытаясь «управлять их сознанием».

Другая участница пишет: «Девочки аккуратны и педантичны, ведут работу последовательно, по установленным правилам. Дорожат своими творческими работами, хранят их. Мальчики небрежны, работу начинают активно, нарушают инструкции и формальные правила, решительны и самостоятельны. Небрежны к творческим работам, интерес к ним теряют на конец выполнения». Это система воспитания в классе мальчиков. Позиция заявлена сразу. Опасно подходить к детям с такими обобщениями.

К счастью, остальные участники видят в процессе воспитания совсем иное.

Учитель начальных классов, классный руководитель 3-го «А» класса средней школы с углубленным изучением отдельных предметов №47 городского округа Тольятти Жанна Корнеева: «В своей педагогической деятельности я исхожу из определений воспитания: воспитание - это искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование. Ведущий замысел системы воспитания заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, пробуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.

Классный руководитель должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс, межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др. Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед по жизни. Главное - поставить личность школьника в центр всей воспитательной системы». Такую работу хочется сразу целиком опубликовать.

Надежда Захарова, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8-го «А» класса средней школы № 2 ЗАТО Озерный Тверской области, подробно описала воспитательную систему работы с ребятами с 5-го по 9-й класс и сделала вывод: «К 9-му классу проведенная работа позволяет оценить свое место в мире, помогает в выборе профиля обучения и будущей профессии. Акцент в воспитательной деятельности делается на развитии способности к самооценке, формировании системы жизненных целей и приоритетов».

Лидию Чугунову, учителя истории и обществознания, классного руководителя 11-го класса Федосеевской средней школы Заветинского района Ростовской области, хочется отметить как за содержание, так и за безупречное оформление материала. Не нужно искать по разным файлам полное название школы, название работы - все на месте. Дана очень четкая, понятная система, легко представить себе, как ее можно использовать в любом другом учебном заведении. «Мы, как кропотливые архитекторы, планируем будущую жизнь молодого поколения, и дай нам Бог каждое слово, каждый свой шаг совершать во благо нашим детям», - пишет Лидия Ивановна. Эти слова так и просятся в лозунг всего нашего конкурса.

Номинация «Воспитательная программа»

Алена Тяпкина, учитель начальных классов, классный руководитель во 2-м «Б» и 3-м «Б» классах средней школы №101 Челябинска, пишет: «Мое педагогическое кредо определяют следующие ключевые идеи, которые я реализую в своей профессиональной деятельности: подлинная педагогика классного руководителя насыщена любовью к детям. Методика обучения и воспитания, по моему убеждению, построена на гуманистических началах». Алена Ивановна представила очень четкую программу деятельности классного руководителя. Ее взгляд на знакомые нам проблемы школьной жизни оригинален и свеж, в программе нет общих фраз типа «все ученики должны». Легко представить себе, как такой программой пользуются учителя из других школ.

Преподаватель гимназии №1 имени Ризы Фахретдина города Альметьевска Республики Татарстан Миляуша Закирова предлагает программу «Творческие посиделки» по формированию творческих способностей личности младшего школьника на основе свободного выбора внеурочной деятельности. Программа помогает выявлять наиболее творчески одаренных детей, создавать условия для развития индивидуальных способностей каждой личности. Миляуша Расимовна считает, что основные задачи классного руководителя - «создать условия для понимания школьниками уникальности своих способностей, показать ценность его проявления в творческом самовыражении». Это очень грамотная, добрая программа воспитания. Разработка отвечает всем критериям конкурса.

Любовь Демидова, учитель истории и обществознания, классный руководитель 10-го «Б» класса средней школы № 30 города Костромы, представила конкретную программу воспитания толерантности в многонациональной школе. Читая ее работу, видишь, как она работает с многонациональным классом, что делает для укрепления взаимопонимания и дружбы.

Номинация «Сценарии воспитательных мероприятий»

Сценарии - традиционно наиболее популярная номинация.

Особо хочется выделить конкурсантку Татьяну Симон, учителя информатики и ИКТ и физики, классного руководителя 1-2-го курсов (10-11-й классы) профессионального лицея №46 города Ачинска Красноярского края. Татьяна Николаевна прислала материалы по всем номинациям. Честно говоря, нелегко было решить, в какой номинации дать ей приз, потому что все ее разработки достойны награды. В конце концов выбрали сценарий, потому что он резко отличается от всех аналогичных разработок. Это очень четкий сценарий мероприятия по творчеству Михаила Шолохова с презентациями, фотографиями, чтением по ролям. Нам кажется, что Татьяна Николаевна может собрать целый сборник своих разработок и опубликовать их в своем регионе. Мы очень рады знакомству с вами и надеемся не раз видеть вас в числе наших авторов, уважаемая Татьяна Николаевна!

К сожалению, одна из присланных работ поразила нас своей безграмотностью, причем на двух языках. Читаем: «В 1586 году появился английский язык практически в таком виде, как он существует сейчас. Это, конечно, повлияло на развитие английских традиций, литературы и культуры в целом». Хотелось бы знать, откуда автор взял такие сведения? Как быть с тем, что любой язык формировался не один век, что отцом современного английского языка считается Джеффри Чосер (1340-1400), что Великий сдвиг гласных был в 1500 году, что творения Шекспира (1564-1616) сыграли огромную роль в формировании современного литературного английского языка? В 1586 году на латинском языке был опубликован огромный труд Вильяма Кэмдена о Британии. Не стыдно ли автору, учителю английского языка, делать элементарные ошибки: «Firstly, Listen to mi and then repeat after mi line by line». Слово «мне, меня, мной» пишется в английском языке так: me. «Look in the board», - пишет конкурсант далее. Но ведь уже во втором классе мы учим ребят: look at.

«Наверное, Великая Отечественная война была самой трагической в истории России, а тридцатилетняя война в Европе, а значит, и в Англии, самой продолжительной», - пишет далее автор. Насчет Отечественной согласна. А насчет тридцатилетней... Была еще столетняя война. Признаться, удивлена. Конкурс у нас всероссийский, а значит, предполагает высокий, достойный уровень присланных работ.

Номинация «Профориентационная работа»

В материале Ирины Поповой, воспитателя детского дома №3 города Таганрога Ростовской области, привлекает то, что он прекрасно написан, очень четко поставлены цели и задачи. «Чем выбор профессии принципиально отличается от многих других жизненных выборов? При ответе следует исходить из того, что трудовая деятельность (и в частности, деятельность профессиональная) - это прежде всего продуктивная деятельность, когда человек не просто что-то «потребляет», «наблюдает», а сам делает что-то полезное для окружающих. В профессии человек стремится также реализовать все лучшее, что есть у него, и именно так он создает и для самого себя полноценное счастье», - пишет Ирина Александровна. С этим трудно не согласиться.

А вот как Оксана Крючкова, учитель начальных классов, классный руководитель 4-го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №10 Рязани, видит свои задачи: «Задачи проекта:

формировать у учащихся реалистичные представления о труде, профессиях;

вызвать интерес и эмоциональный отклик родителей учеников к проекту «Профессии. Какие они?»;

помочь осознать многообразие проявлений личности каждого человека в групповом взаимодействии;

развивать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;

обучать четвероклассников способам нахождения нужной информации;

дать возможность юному подростку осознать свои способности, личностные черты;

обогащать словарный запас учащихся, развивать навык связного устного высказывания, умение выслушать другого;

активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;

воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий».

Татьяна Теряева, педагог дополнительного образования средней школы №14 Костромы, очень оригинально, свежо подошла к проблеме профориентации младших школьников. «Ожидаемые результаты:

1. Усвоение понятий «труд», «профессия».

2. Получение навыков самообслуживания.

3. Привитие уважительного отношения к людям труда.

4. Приобретение знаний о профессиях родителей.

5. Получение первоначальных представлений о выборе профессии.

6. Совместное с родителями оформление выставки рисунков «Профессии наших родителей».

7. Выполнение творческих работ (сочинение о профессиях родителей)».

Видно, с каким вниманием, уважением к труду, любовью к детям педагог подходит к непростой теме.

Номинация «Организация сотрудничества с родителями»

О материале Ольги Кафидовой, учителя английского языка средней школы №1 Барышского района Ульяновской области, хочется сказать особо. Ольга Вячеславовна - одна из самых молодых наших участников, ей всего 25 лет. Она показывает различные направления работы с родителями - воспитание патриотизма у детей, формирование здорового образа жизни в семье, организация праздничных мероприятий. Работа очень четко построена, отлично обозначены цели и задачи, даны рекомендации. Прекрасно подобраны и обработаны фотографии, так и видишь жизнь класса, совместную деятельность детей и взрослых в движении. Возникает радостное ощущение, что перед нами - учитель милостью Божией. Надеемся, что мы еще не раз встретимся с Ольгой Вячеславовной на страницах «УГ».

Светлана Колб, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9-го класса Соколовской средней школы Новосибирской области, выбрала своей темой материнство, роль Матери в семье. «Цель проведения данного мероприятия: формирование нравственных устоев в семье через особое отношение к женщине как Матери. Задачи: раскрыть содержание некоторых нравственных аспектов семейного поведения; на основе конкретных примеров жизни известных русских писателей, литературного материала, лучших работ художников-портретистов учить культуре отношений в семье; выразить свое отношение к величайшей роли Матери в жизни общества», - пишет автор. Разработку сопровождает отличная презентация с пояснениями.

Руслана Алмаева, учитель начальных классов средней школы №51 города Саратова, рассматривает тему «Здоровье ребенка и его питание». Работа Русланы Яковлевны очень толково и понятно составлена, готова к публикации и распространению. «В беседе с родителями делаются выводы, что основным требованием к питанию является соответствие количества и качества пищи потребностям организма. Выделяются основные принципы рационального питания. Даются рекомендации о построении правильного рациона питания детей. В ходе беседы родители делятся своими семейными жизненными наработками. У учителя появляется возможность продолжения индивидуальной работы с семьями воспитанников на основе результатов проведенного мониторинга по изучению выполнения режима питания учениками класса», - пишет автор. Четко виден принцип сотрудничества с родителями, родительские собрания здесь не превращаются в скучную лекцию учителя на заданную тему.

Номинация «Организация ученического самоуправления»

Ольга Мурзинцева, учитель химии средней школы №103 Барнаула Алтайского края, предлагает оригинальную «министерскую» систему самоуправления в классах: «Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между учащимися. Общее классное собрание выбирает президента класса, его заместителя и министров образования и права, здравоохранения и спорта, информации и печати, культуры и отдыха, министра внутреннего и трудового порядка». Предложенный ею принцип работы с детьми легко использовать в любой школе.

Мария Афанасьева, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 6-го класса Ниджилинской средней школы Республики Саха (Якутия), прислала очень четкий, понятный устав классного объединения «КУСТУК». Понятно, каким образом распределены обязанности учеников, ясно сформулированы цели и задачи, ожидаемые результаты. Разработка так и просится на страницы «Методической кухни».

Номинация «Педагогическая и психологическая диагностика»

Наталья Кытманова, преподаватель мировой художественной культуры и изобразительного искусства Липицкой средней школы Серпуховского района Московской области, пишет: «Диагностика позволяет выявлять уровень проявления интересов, сформированности отношений к важным вопросам воспитания, способствует наблюдению за картиной индивидуального развития нравственных качеств ребенка». В ее работе четко сформулированы цели, задачи, понятно, что и как делает педагог, нет общих слов, есть конкретные рекомендации.