- Сегодня образовательные учреждения решают, какой статус будут иметь в недалеком будущем. На ваш взгляд, как они распределятся?

- Казенными станут самые несамостоятельные, которые не хотят зарабатывать деньги. Они согласны, чтобы экономические вопросы за них решали учредители. Эти ОУ будут финансировать по смете, с очень жесткой ответственностью, под контролем учредителя. Бюджетными - а их будет большинство - станут более смелые, которые не боятся распоряжаться своими деньгами, хотя они и будут действовать так, как диктует 94-й закон. Их счета как были, так и останутся в казначействе, но с 1 января 2011 года эти школы получат средства по крупным группам расходов на зарплату, коммунальные услуги, питание, мелкие расходы перечислять не будут. Они будут свободны, но эта свобода относительна, так как многое все равно станет определять учредитель. После принятия соответствующего закона в стране появилось много школ, детских садов, институтов повышения квалификации, чьи коллективы рискнули, на собраниях или конференциях приняли решение стать автономными, дав тем самым возможность учредителю изменить статус их учреждения. Эти ОУ зарабатывают деньги, иногда весьма значительные, принимают самостоятельные решения, отвечают за них. Их деньги лежат в коммерческих банках, они и дальше будут сами решать, на что их потратить.

- Значит, нет проблем?

- Главная проблема - где взять управленцев, способных руководить хозяйством образовательного учреждения, ставшего новым бюджетным или автономным учреждением. Ведь он должен быть умным и эффективным хозяйственником, вести дела так, чтобы ОУ не стало банкротом, выбирать надежный банк, страховать вклады, распоряжаться субсидией, которую государство будет давать в рамках госзадания.

- Очень многих беспокоит, как государство определит размер субсидии, ведь от этого будет зависеть жизнь ОУ. В самом деле, как образовательные учреждения решат эту трудную задачу?

- А она вовсе не так трудна. Субсидию определят так: число учащихся умножат на стоимость образовательной услуги. Сложно не это, а то, что пока нет методик расчета норматива на образовательную услугу. Но это не значит, что у школы появятся сложности в получении субсидии, что родители должны будут в обязательном порядке финансировать обучение своих детей. Например, в начальной школе бесплатными будут те предметы, которые входят в федеральный образовательный стандарт, и еще 10 часов планируется для бесплатных занятий в рамках дополнительного образования, которые оплатят муниципалитеты. В большинстве регионов в ходе КПМО уже были отработаны модели нормативно-подушевого финансирования. Единица расчета - один учащийся, получающий образование по той или иной программе (обычная школа, школа повышенного уровня, гимназия, лицей), с учетом ее сложности, контингента учащихся, коэффициента транспортной доступности. Все это учредители должны разрабатывать с директорами ОУ, экономистами, другими специалистами.

- Не секрет, что многие регионы всегда хотят получить образцы документов и копировать их применительно к своей специфике. Сегодня такие документы есть?

- На этот раз регионам необходимо поработать самим. Задание им придется составить в таблицах, где должны быть показатели материально-технического оснащения ОУ, кадрового обеспечения, описаны категории потребителей под каждую услугу, зафиксированную в реестре расходных обязательств. Но документов, необходимых для заполнения таких таблиц, пока нет. Еще местной власти нужно провести экономические расчеты, чтобы минимизировать риск банкротства ОУ, ведь по закону ни одно ОУ не может быть объявлено банкротом, а от субсидиарной ответственности учредитель по закону освобожден.