Досье «УГ»

Гипотеза

Закон больно ударит по сельским школам, без бюджетной поддержки им не выжить и деньги взять не с кого.

Факт

Новый закон предполагает возможность сохранения статуса казенного учреждения, то есть учреждения, которое существует полностью на средства государственного бюджета и не ведет дополнительной деятельности, приносящей доход. В соответствии с законом финансирование таких образовательных учреждений не может быть сокращено и будет осуществляться по фактическим затратам. В случае принятия решения об объединении нескольких сельских школ в одно образовательное учреждение педагоги получат возможность преподавать в качественно другой, более крупной школе, а дети - получить более качественное образование за счет консолидации средств и образовательных ресурсов.

Комментарий «УГ»

Мнения

Данил МУСТАФИН, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан:

Особая сфера

Система образования - сфера особая, и к ней нужно относиться совершенно по-иному. В Республике Татарстан автономные учреждения очень хорошо себя продемонстрировали, никто из них не заявил, что хочет вернуть былой статус, а это более 200 дошкольных образовательных учреждений, около 40 школ, учреждений среднего профессионального образования, одно учреждение повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Вопрос не в том, хороший закон или нет, а в том, каково его применение и каковы гарантии субъекта Федерации или муниципалитета по его исполнению. Сегодня в полной мере никакой приватизацией собственности он не грозит, наоборот, самостоятельность образовательных учреждений будет достаточно высока.

Алексей РАЙДЕР, первый заместитель директора Департамента образования Тюменской области:

Приоритеты - дело руководителя

Говоря о том, почему финансирование образовательных учреждений по сметному принципу признано неэффективным и в чем преимущество субсидий по госзаданию, которые будут вводиться по новому закону, отмечу: есть существенная разница по сравнению со сметным финансированием. Если мы финансируем учреждение по сметному принципу, то как учредители не задаемся особо вопросом, на что направлены деньги из бюджета Тюменской области, потому что смета есть смета, она формируется по жестким требованиям. При этом, как правило, смета на очередной год формируется на основе сметы предыдущего года. То есть если в смете при жесткой классификации предусмотрен определенный объем средств на заработную плату, то в следующем году на заработную плату будут предусматривать тот же объем средств. В этом случае я просто по-бухгалтерски считаю деньги и этим ограничиваюсь.

Наталья ШЕРРИ, министр образования Калининградской области:

Конституция не отменяется

Мне часто задают вопрос о том, к каким изменениям приведет принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

В наиболее выгодном положении окажутся автономные учреждения, которые средства любой экономии (например, по оплате за воду, электроэнергию) не будут возвращать в бюджет, а смогут самостоятельно расходовать и на заработную плату, и на обновление материальной базы, а значит, для них есть смысл более эффективно управлять финансами.

Таким образом, тип учреждения определяет разную финансовую самостоятельность и соответственно ответственность учреждения. А все остальное - слухи.

Никакой закон не может отменить норм Конституции. Согласно статье 43 гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования. Такие же гарантии дает статья 5 Закона РФ «Об образовании». Поэтому опасения о том, что бюджетные учреждения (равно как казенные и автономные) лишатся бюджетного финансирования, безосновательны.

Обязательные предметы и число часов, отведенное на их изучение, не предмет регулирования нового закона №83, эти нормы регулируются приказами Минобрнауки России.

Лично для меня, как для руководителя, появление 83-го закона об изменении статуса учреждений образования не было новостью, - говорит Анна Митрофановна Шамаева, - потому что Закон «Об образовании» давно уже говорит о самостоятельности образовательных учреждений и давно уже должно было появиться что-то в законодательстве, что придало бы этому положению реальную силу. Ведь это правильно, когда директор школы сам распоряжается имеющимся ресурсом, направляя его на повышение качества образования.

Первым шагом к самостоятельности стало введение в школы штата бухгалтерии, у нас этот процесс начался в 2003 году, и уже тогда мы понимали, что именно за самостоятельностью будущее и что стратегически мы идем в правильном направлении. Но тогда школы не были готовы заниматься финансово-экономической деятельностью ни в плане подготовки работников бухгалтерии, которые могли бы обслуживать именно бюджетные учреждения, ни в плане профессиональной подготовки руководителей учреждений. Ведь в отрасли образования нужны экономисты, которые связали бы финансы с образовательным процессом. Все это сложно, но тем более необходимо, особенно на фоне усиления работы со школами надзорных органов - прокуратуры, Государственного пожарного надзора, управления Роспотребнадзора, - перед всеми ними директора несли ответственность. В итоге к 2005 году мы все школы перевели в финансовую независимость, у каждой была своя бухгалтерия, счет в банке и статус самостоятельного юридического лица. А потом, как только появился 94-й закон, мы придали нашим школам статус муниципального заказчика, и они получили возможность самостоятельно проводить все закупки на сумму до 100 тысяч рублей. Параллельно с этой работой мы проводили и проводим сейчас учебу директоров и бухгалтеров, а сегодня в школах даже появляется новая должность - заместитель директора по экономическим вопросам. Поэтому когда был принят 83-й закон, мы были к нему готовы, можно сказать, ожидали что-то подобное.

Сейчас мы занимаемся формированием муниципального задания. Чтобы перейти к исполнению нового закона, я должна подготовить учреждения образования к годовому одноразовому финансированию. Переход в новый правовой статус будет проблематичным, если наши юристы и экономисты не пропустят дополнительного финансирования.

- Анна Митрофановна, дополнительное финансирование для чего?

- По новому закону я должна один раз в год дать учреждению столько средств, чтобы ему хватило и на заработную плату, и на все расходы по договорным обязательствам, и на капитальный ремонт. Все это должно быть заложено в муниципальном задании. Но если вдруг случится аварийная ситуация, директор должен быть уверен, что ему из специального резервного фонда дадут средства, чтобы все исправить. Юридически это очень серьезный вопрос, и пока это нигде не прописано, тем не менее муниципальное задание должно быть подготовлено.

Образование - стратегически важная отрасль, и последствия ошибок, происходящих в ней, слишком велики. Поэтому мы в автономию переходим не массово, а постепенно. Всего у нас в городе 97 учреждений общего и дополнительного образования, автономными пока станут семь из них - пять общего образования и два дополнительного. Но фактически остался один учебный год, после которого все мы должны будем определиться окончательно, переходит ли учреждение в автономию или остается бюджетным (я называю их новобюджетными).

- Какие плюсы вы видите при переходе в автономию?

- Хочется, чтобы руководитель, отвечая за качество образования (а сегодня ведь фактически только директор школы отвечает за качество, не муниципалитет, не государство - только директор), сам определял, что важно в первую очередь, а что является второстепенным, и на этом можно сэкономить. Именно руководитель должен сам определять и планировать свои средства на завтра и послезавтра, потому что он несет за все ответственность, и он должен обеспечить конкурентоспособность своего учебного заведения.

- Явно возрастают требования к директору школы. Вы их к этому как-то готовите?

- Да, в новых условиях директор должен быть суперменеджером, это точно. При этом он остается хорошим учителем и психологом. Но все-таки управленческие качества выходят на первый план: он должен уметь подобрать хороших заместителей, которые на высоком уровне будут вести образовательный, воспитательный и экономический процессы. И эти, и многие другие вопросы мы неоднократно с ними обсуждали во время учебы. Мы не только сами проводили курсы для директоров, но и приглашали преподавателей Института экономики и управления в промышленности, а также проводили семинар с участием доктора экономических наук А.Б.Вифлеемского, на котором рассматривались вопросы создания автономных учреждений, особенностей бухгалтерского учета, организации платных образовательных услуг. Кстати, сегодня мы бухгалтеров учим столько же, сколько и директоров школ, это очень важный момент, потому что изменения в экономике и в законодательстве происходят постоянно и бухгалтеры должны быть в курсе всего.

Еще одно условие успешного перехода учреждений в автономию - это развитие системы государственно-общественного управления. У нас с 2004 года работает Ассамблея родительской общественности, создан общественный Совет по развитию образования, который возглавляет первый заместитель главы города Липецка. А попечительский совет по образованию возглавляет председатель городского Совета депутатов. Есть еще учительские и ученические сообщества. Открытость системы образования очень важна, потому что при автономии управление школой осуществляется наблюдательным советом. У нас на уровне школ сейчас действуют управляющие советы, а наша гимназия №19 в этом году проводила учебу для представителей управляющих советов 20 школ города в рамках сетевого взаимодействия на тему, как правильно работать управляющему совету в школе. То есть мы уже готовы и к формированию наблюдательного совета.

- Анна Митрофановна, вы говорили о резервном фонде на случай непредвиденных обстоятельств.

- Да, это очень важный момент, потому что, формируя муниципальное задание, мы должны на 1 января отдать директору весь финансовый фонд на календарный год. Но в школах могут возникать непредвиденные обстоятельства, которые чаще всего связаны с материальным состоянием зданий, их изношенностью. Правильнее было бы за 3-4 года решить все эти вопросы, укрепить материальную базу учреждений, а потом переходить к экспериментам. Например, сегодня, чтобы сделать электрику в одной школе, надо около двух миллионов, это не пять и не 25 тысяч, которые директор может аккумулировать на платных услугах. Поэтому сегодня мы думаем, как в муниципальном задании учесть подобные расходы, чтобы в случае чего город мог выделить эти средства.

Для муниципалитета это тоже эксперимент, поэтому хочется предусмотреть все риски. Но главное, чтобы переход на автономию или в статус, как я называю, новобюджетного учреждения ни в коем случае не уменьшил долю бесплатного образования. В этом смысле остается только доверять нашему правительству и президенту, что они не допустят этого.

Липецк