Досье «УГ»

Гипотеза

Закон не обсуждался с общественностью.

Факт

Идеи, заложенные в законе, были впервые высказаны педагогами из регионов (Красноярск, Тюменская, Калининградская области) еще в 2003 году. С тех пор эта тема активно обсуждается в педагогической прессе. Проект закона был опубликован в открытом доступе в сети «Интернет» и в течение 4 месяцев был доступен для обсуждения всем желающим. Детальное обсуждение закона проходило в течение полутора лет в рамках открытых совещаний, в том числе с участием профсоюзов по всей стране, на заседаниях Общественной палаты Российской Федерации, парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации, на семинарах и совещаниях в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Многие положения закона прошли проверку практикой, в том числе в части перехода в автономные учреждения. Так, например, в Республике Татарстан, Тюменской, Ростовской и Новгородской областях часть школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования стали автономными, и это дало хороший результат как в части эффективности использования средств, так и в части улучшения условий и качества обучения.

Кстати

Уральский профессионально-педагогический университет - вуз во многом необычный. Он был создан с конкретной целью - для подготовки преподавателей в технические институты. Но так как возник незадолго до перестройки, не успел законсервироваться, «застрять» на единственной задаче, хотя и чрезвычайной важности. Он быстрее прочих отреагировал на изменения в обществе. Около 15 лет вузом руководит Геннадий Романцев, член-корреспондент Российской академии образования, человек, жизненно «заточенный» на новые, эффективные стратегии и инициативы.

- Валерий Яковлевич, что являлось главной целью перевода вуза в ранг автономного учреждения?

- Это интеграция экономики высшего учебного заведения и его образовательных целей. Вуз готовит специалистов для рыночной экономики, а сам не в рынке - подобное противоречие касалось не только нашего учебного заведения. Многие, очень многие вопросы не решались в силу ограничения экономической свободы. Теперь возможности расширились.

- Давайте проанализируем плюсы и минусы нового положения.

- Плюсы. Сейчас мы вправе становиться учредителями различных некоммерческих организаций, которые, производя определенный продукт, создают финансовый базис для развития университета. Конечно, здесь нужна разумная степень соединения интересов экономических и образовательных: деятельность предприятий должна носить такой характер, чтобы доход сочетался с совершенствованием учебного процесса.

Минусы, точнее риски. Из бюджетного финансирования мы выходим в поле федерального субсидирования. Наш учредитель устанавливает задание, на него выделяются средства, остальное добываем-зарабатываем сами. Если неудачно сработали, остались с «прожиточным минимумом».

- О каких некоммерческих организациях идет речь?

- О таких, в которых студенты реализовывали бы свои знания на практике, создавая конкретный продукт, имеющий спрос. Получали при этом опыт, ощущение значимости своего труда, раннее вхождение в профессию, понимание общей экономической ситуации, а также, что немаловажно, вознаграждение, а университет - средства для развития. Чтобы, когда студент пишет курсовую работу, она не ложилась навечно на кафедральную полку, а «шла в производство», если того стоит.

- Да это просто мечта и студентов, и преподавателей!

- В направлении такой мечты мы и движемся.

У вуза крепкая материальная база, современные учебные мастерские. Мы можем создавать лабораторный продукт для средних учебных заведений. В рамках национальной инициативы «Наша новая школа» поставлена задача активного деятельностного развития школьников, чтобы полученные знания они тут же могли опробовать на деле.

- Валерий Яковлевич, вы так убедительно говорите о возможностях, которые открываются перед вузом с получением статуса автономного учреждения. Почему же на данный момент УрГППУ - единственное высшее учебное заведение Свердловской области, решившееся на этот «заманчивый» шаг?

- Отвечать за других не берусь, но могу предположить. Во-первых, останавливают те финансовые риски, о которых я упоминал. Во-вторых, все требует работы. В-третьих, наверное, невнимательно изучены закон и его возможности.

Мы сразу, как только был опубликован закон об автономии, занялись его анализом. Так как были первыми, то попали в своеобразную вилку: закон вышел, а нормативных актов по его реализации еще не было. Наше образовательное учреждение принимало активное участие в их разработке, попутно готовили собственную документацию. Работа длилась около двух лет. Был сформирован специальный коллектив, куда вошли юристы, экономисты, представители кафедр, тщательно анализировались университетские ресурсы, составлялись бизнес-планы. В настоящий момент мы готовы оказать посильную методическую, консультативную помощь другим учебным заведениям в переходе на новый статус.

- И все-таки сомнений по поводу автономии много: говорят об утрате бесплатности образования, коммерциализации вузов...

- Это из набора стереотипов, которые существовали и еще сохранились по отношению к рыночной экономике как таковой. Все должно быть разумно. Один вариант - удариться в аренду площадей, такая схема, безусловно, опасна, приведет к падению качества образования, мы по такому пути никогда не пойдем. Другой вариант - создать новую экономическую ситуацию в высшем учебном заведении. Не экстенсивный путь развития - «дайте нам денег», а интенсивный: изменяя содержание образования, делая его более практико-ориентированным, одновременно вписываться в рынок.

- За пять месяцев жизни автономного УрГППУ вы почувствовали изменения?

- Да, мы увидели в действии новые механизмы управления, такие как наблюдательный совет. Его члены не являются работниками университета (это представители исполнительной власти, учредителя), но на них в том числе возложена ответственность за экономическую состоятельность учреждения. Это принципиальная внешняя оценка, независимый, но заинтересованный в результатах внешний контроль. На первом заседании НС рассматривались экономические показатели жизнедеятельности вуза, были даны полезные рекомендации. Наблюдательный совет - не надуманная, а эффективная модель государственно-общественного управления.

Наш университет поставил перед собой задачу принимать активное участие в социально-экономической жизни региона. Смотрите, что происходит. Вузы часто представляют собой замкнутые системы, весь потенциал направляют внутрь себя. Мы же хотим действовать с точностью до наоборот: стараемся выходить вовне. Одна из целей автономии - участие в решении задач исполнительной власти. Мы ищем социальные проекты, в которых могли бы принимать посильное участие и реально влиять на окружающую среду, на жизнь вокруг.

Свердловская область