Для бюджетного учреждения в рамках нового закона частично вернется та финансовая самостоятельность, которая была до принятия Бюджетного кодекса, когда образовательное учреждение могло самостоятельно расходовать свои финансовые средства. Так как эти средства будут направляться не по смете, то есть по статьям расходов, а в виде субсидий с учетом показателей эффективности, то таким образом бюджетное образовательное учреждение станет расходовать их в определенной степени самостоятельно. Ограничения будут связаны с тем, что счета все-таки останутся в казначействе. Но, по крайней мере, исходя из закона, казначейство эти счета будет обеспечивать как банковская структура, то есть без контрольных специальных функций, которые на сегодняшний день у него есть.

Останется ограничение на распоряжение недвижимым имуществом, вместе с тем аренда сохраняется как была.

Свобода, по сути дела, останется только у автономных образовательных учреждений, впрочем, она и раньше была предусмотрена, и сейчас остается. Это счета в банках и большая свобода в распоряжении имуществом.

Казенные учреждения на сто процентов будут попадать под закон о размещении заказа для госнужд - 94-ФЗ, бюджетные учреждения будут расходовать бюджетные средства в соответствии с

94-ФЗ, но, как предполагается, с определенным послаблением. То есть не государственные муниципальные контракты они будут заключать, а обычные договора, по которым станут вести реестр учета этих договоров. Автономные учреждения полностью не подпадают под 94-ФЗ.

Какие есть плюсы у нового закона? Во-первых, ОУ возвращается самостоятельность, которая у них была. Во-вторых, если раньше для определенной финансовой самостоятельности автономному учреждению нужно было предпринимать некие действия, для того чтобы изменить организационно-правовую форму, то сегодня для бюджетных ОУ, желающих иметь самостоятельность, таких шагов предпринимать не надо, то есть они остаются бюджетными, никаких затрат дополнительно не потребуется, как соответственно и каких-то административных действий.

В принципе все будет зависеть от норматива. В рамках нового закона предусмотрено, что первичный норматив на 2011 год, когда будет госзадание, не может быть ниже того финансирования, которое было в 2010 году. Сказать, насколько он вырастет в сегодняшних условиях, конечно, сложно. Могу сказать, что к этому все стремятся, в том числе Министерство образования и науки РФ, потому что, когда МОН дает госзадание, оно должно гарантировать образовательным учреждениям, которые его получают, что этих денежных средств будет достаточно для того, чтобы они смогли оказать услугу по подготовке такого-то количества граждан, будь то общее образование, начальное, среднее и высшее. Госзадание будет обязательным к исполнению, так как в рамках закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что государственное задание обязательно.

Если мы говорим о высших учебных заведениях, то там госзадание будет формироваться на основе контрольных цифр, распределяемых, как и сейчас, на конкурсной основе. Существуют два вида госзадания - на услуги и соответственно на имущество. На сегодняшний день один из проблемных вопросов - это вопрос передачи государственного задания на содержание имущества без государственного задания на услуги.

У Минфина РФ однозначного ответа на этот вопрос не оказалось. Оно считает, что госзадание на содержание имущества дается к госзаданию на услуги. Мы же в свою очередь считаем, что такая ситуация реально может возникнуть, когда в какой-то период времени может не быть государственного задания на оказание услуг. В связи с этим мы хотим, чтобы в государственном задании на содержание имущества можно было бы предусматривать норматив по финансированию оплаты труда. Я надеюсь, что все-таки этот подход найдет поддержку у Минфина РФ и мы сможем в рамках государственного задания на имущество предусматривать в том числе и частичное финансирование оплаты труда того персонала, который в любом случае будет заботиться об имуществе до того, когда очередное госзадание на услугу будет получено.

Марина ЛУКАШЕВИЧ, заместитель директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса