Резонанс, который вызвал этот закон в обществе, подогревается теми руководителями бюджетных учреждений, которые работают в «серой зоне». Новый закон позволяет бюджетному учреждению сохранить статус бюджетного, если оно работает целиком «вбелую» и готово предоставлять полную отчетность. Закон вводит новый тип учреждений - казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики. Планируется, что большинство образовательных учреждений получит статус автономных бюджетных. Те учреждения, которые не готовы отказаться от «серых схем», будут переведены в ранг казенных, и вся финансовая деятельность таких учреждений будет находиться под полным контролем государства. Закон предоставляет учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами.

Один из мифов, который беспокоит в первую очередь родителей, о том, что якобы часть предметов в школе будет платная, а часть - бесплатная. Другой миф - закон вынудит всех заниматься предпринимательской деятельностью. Но еще до принятия закона существовала норма о том, что бюджетные учреждения имеют право на предпринимательскую деятельность. Новый закон добавляет, что они могут вести предпринимательскую деятельность, только если это предусмотрено их уставами. Это значит, что, например, торговать пивом в школе нельзя. При этом не надо бояться того, что теперь сократится объем бесплатных госуслуг и бюджетные учреждения перейдут на оказание преимущественно платных услуг, поскольку вынуждены будут зарабатывать себе на жизнь. Этот закон вообще не регулирует объем госуслуг, их объем вытекает из Конституции РФ. Все прописано и в Законе РФ «Об образовании». Ни бюджет, ни смета, ни субсидия не определяют объемы государственных заданий. Бюджет вторичен, финансы вообще играют обслуживающую роль, ни одна норма, ни один социальный стандарт в этом законе не сокращаются.