Светлана БЕЛИЧЕВА, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член научно-экспертного Совета при председателе Совета Федерации

Проводя демографическую политику, важно думать не только о количественных, но и о качественных показателях с тем, чтобы все дети могли вырасти здоровыми и полезными для своей страны гражданами, а не пополняли ряды хронически больных, наркоманов, алкоголиков, преступников. Тем не менее психосоматическое здоровье наших детей вызывает большую тревогу. По оценке медиков, полностью здоровыми оканчивают школу лишь 10-15 процентов учеников. Особую озабоченность вызывает нервно-психическое здоровье детей. По результатам всероссийской диспансеризации у 12-13 процентов школьников выраженные формы психических расстройств, еще 30-40 процентов входят в группу риска по показателям психических нарушений. Психосоматический характер заболеваний - это результат стрессовых ситуаций в семье, школе и следствие школьных неврозов.

Считаю, что перед образовательными учреждениями сегодня стоит задача не только обучения и воспитания, но и психолого-педагогической коррекции дезадаптированных детей и социально-педагогической поддержки их семей.

Принятый Госдумой в 1999 году Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает выполнение охранно-защитных превентивных функций всеми ведомствами, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, правоохранительные органы. Школа в соответствии с этим законом должна оказывать профессиональную психолого-педагогическую помощь детям с проблемами в развитии и их родителям, что потребовало введения школьной психологической службы, классов коррекционно-развивающего обучения и социальных педагогов, работающих не только с трудными школьниками, но и их родителями.

Уже к 2000 году в России насчитывалось 64000 школьных психологов, около 600000 дезадаптированных учеников обучалось в классах КРО.

Однако введение подушевого финансирования в образовании практически «вымывает» из школ психологов и социальных педагогов. Подушевое финансирование разрушительно сказалось на малокомплектных сельских школах, которые просто закрылись и «заменены» школьными автобусами. Однако школьные автобусы по российскому бездорожью в весенне-осеннюю распутицу и снежные заносы зимой не могут добраться до отдаленных деревень. И мы не знаем сегодня, сколько детей не имеет возможности получить даже начальное образование, сколько сельских учителей осталось без работы, сколько деревень лишилось последнего культурного очага, каким была школа.

Введение подушевого финансирования было продиктовано экономическими соображениями, которые отнюдь не брали в расчет тех разрушительных социальных последствий и вреда, которые принесет оптимизация в образовании детям, школе, обществу.

Считаю, что готовящийся закон об образовании должен освободить от подушевого финансирования сельские школы с тем, чтобы сохранить их, поскольку школа для села - это еще и «градообразующее предприятие», удерживающее в деревне жителей.

Что же касается подушевого финансирования городских школ, то оно дифференцировано и производится исходя не из среднестатистических показателей, а из реального контингента школьников, более половины которых дезадаптированы и психосоматически ослаблены и нуждаются, как и их родители, в профессиональной помощи психологов, дефектологов и социальных педагогов.

Реальным вкладом в сохранение здоровья детей будет законодательно закрепленное введение бесплатного питания школьников из малообеспеченных и многодетных семей, финансируемое из федерального бюджета. По нашим оценкам, до 30 процентов учащихся дотационных регионов в школах голодают. И примерно такой же процент допризывников не проходит медкомиссию из-за дефицита веса.

Однако для детей из малообеспеченных семей не только недоступны школьные завтраки и обеды, но и содержательный досуг, поскольку учреждения дополнительного образования (спортивные, музыкальные, художественные школы, центры технического творчества) переведены на местный бюджет, не имеющий средств для их содержания, и потому становятся платными. Это также не соотносится со 120-м законом, поскольку способствует криминализации детей из семей группы риска. И если мы действительно заботимся о будущем поколении и будущем страны, федеральный бюджет должен взять на себя расходы по содержанию учреждений дополнительного образования.

Конечно, пересмотр расчетов подушевого финансирования, введение бесплатного школьного питания для детей из малообеспеченных семей, бесплатного дополнительного образования потребует от правительства дополнительных финансовых затрат, резервы для которых можно изыскать, пересмотрев расходы на целевые программы, которые не делают погоды в целом по стране и, кроме того, создают питательную почву для коррупции. Есть и другие дорогостоящие проекты, финансирование которых можно урезать в пользу детства, а в конечном счете в пользу будущего страны и нации.