Ирина ХЛОПИНА, с. Серга, Пермский край

Дело в том, что я, полный опыта и знаний педагог, второй год сижу без работы. Почему? Потому что в селе, где я живу, есть только одна школа, в которой обучается не так много учащихся (около трехсот), и, следовательно, там не так много вакансий для учителей. Когда я приехала в это село 4,5 года назад, мне сразу сказали, что вакантных часов нет. Делиться «своим» тоже, конечно, никто не захотел. Но вот в этом году появилась вакансия учителя истории, следовательно, должна была появиться и возможность устройства на работу. Однако эти часы распределили другим учителям, работающим в школе. Казалось бы, все правильно и все хорошо. Так и должно быть, все по закону.

Но возникает, как мне кажется, весьма спорная ситуация, которую спорной административные органы не признают. Дело в том, что, во-первых, родители учащихся хотели бы, чтобы историю их детям преподавала я, как более грамотный специалист, но администрация школы считает, что, несмотря на пожелания родителей, прежде всего должны быть обеспечены нагрузкой штатные сотрудники. Во-вторых, образование педагогов, получивших вакантную нагрузку, ниже моего (среднее специальное, причем не «историческое»), стаж работы гораздо меньше. То есть получается, что педагоги, которым оказывается приоритет, и по уровню образования, и по опыту педагогической работы, и по востребованности обществом не могли бы конкурировать со мной, но потому что они в «штате», преимущество возникает у них.

Таким образом, получается, что если ты попал в штат постоянных сотрудников, это и есть твое главное преимущество, а не учительские компетенции. В подобных ситуациях администрация, обеспечивая право сотрудника на занятость (причем на дополнительную занятость), совершенно игнорирует право учащегося на качественное обучение. Между прочим, конституционное право. Извините, что не буду скромной, но преимущество в компетенциях общественность села признает за мной.

Как же быть в подобных ситуациях? Родители считают, что учить их ребенка должен другой педагог, и выражают свое мнение администрации, но администрация отвечает отказом исходя из своих интересов. Я также считаю, что дам учащимся больше знаний, но у меня нет никаких прав и никаких шансов.

Сейчас в системе образования очень многое меняется. Во главу угла ставится вопрос о качественном преподавании. Но как поступать в таких ситуациях? Мы видим, что возникла конкуренция. И возник конфликт. С одной стороны, интересы учащихся и их родителей, с другой - обязанность администрации перед работником. Хотя есть такой нюанс: до этой ситуации оба педагога имели полную нагрузку, и ее никто у них не отбирал. То, что они получили дополнительно, является уже превышением нагрузки.

Итак, возникла конкуренция. Но, к сожалению, нет механизма решения данного спорного вопроса. Я, как человек, интересующийся историей (мало того, любящий эту науку!) и имеющий опыт преподавания этого предмета, уверена, что смогу составить конкуренцию двум вышеназванным педагогам. Но как? Давайте помечтаем. Я пишу заявление о претендентстве на вакансию в районный отдел образования. Назначается комиссия (независимая, лучше вообще из краевого центра), и мы с претендентами начинаем участвовать в конкурсном отборе: выполняем тесты, пишем какие-нибудь эссе... Вот это было бы справедливо! Таким образом, учащиеся получили бы наиболее грамотного специалиста, но такой механизм действует, наверное, только в очень развитых странах, а мы же Россия...

Наша жизнь меняется и все время преподносит нам новые вопросы, которые мы должны научиться решать. Уважаемая редколлегия и читатели газеты, а что думаете вы по этому поводу?