Азат ШАРАФУТДИНОВ, учитель гимназии №65, Уфа

История города на Неве - это в значительной степени и история страны начиная с ХVII века. Конечно, предварительно я много детям рассказывал о нем. Они были готовы к беседам экскурсоводов, уже имели какое-то представление об Эрмитаже, Петропавловской крепости, других музеях и памятниках. Мы посетили Спас на Крови, Зоологический музей.

Я ездил с разновозрастной группой, в которую входили ученики 5-10-х классов. Это одинаково было полезно и для младших ребят, и для старших. Они учились общаться друг с другом, ладить, заботиться друг о друге. Приятно было смотреть на детей, когда возвращались домой: они были довольные, одухотворенные, оживленно обсуждали увиденное и услышанное.

А начинали мы несколько лет назад с пеших походов: в лес, в горы, по берегам рек.

Мне же хотелось усложнить наши путешествия, сделать их более длительными, многодневными и дальними.

Однажды я сказал ребятам: в этом году мы не пойдем в поход, а поплывем по реке на катамаране. Конечно, все восприняли эту весть с восторгом. Но далеко не всех удалось взять: во-первых, наиболее выносливых, спортивных, а во-вторых, что особенно важно, тех, кому позволили родители. Ведь этот вид туризма во многом экстремальный. Обычно дети начинают осваивать катамараны с 5-го класса, а потом до самого выпуска из школы мы с ними бороздили реки Башкирии, Челябинской области. У старших такие походы повышенной сложности. И потом многие из них получают значок «Турист России», его им выдает турклуб, с которым мы дружим.

Во время путешествий по рекам дети увидели, как богата и красива природа республики. Как много они о ней узнали! Это и расширение кругозора, и большие и малые открытия, и знакомство с историей родного края.

В этом году, если повезет с погодой, будем сплавляться по горной реке Юрюзань.

Нам могут помешать как дожди, так и засуха. В последнем случае река обмелеет и станет почти не судоходной.