Пора менять приоритеты

Марина ГУРЬЯНОВА, зам. директора Института социальной педагогики РАО, доктор педагогических наук, профессор

Образовательная политика утрачивает социально ориентированный характер

Судя по государственным мерам в области образования, сегодня сельская школа воспринимается государством только как общеобразовательное учреждение. При этом на задний план отходят социальные функции образования, социокультурная миссия сельской школы, забываются уроки исторического опыта. Вместе с тем в начале ХХ века, в период бурного развития капитализма в России, сельскую школу воспринимали как центральную составляющую российского уклада жизни, стратегический резерв государства, необходимую часть деревни. В советский период сельскую школу видели как социокультурный центр села, фактор подготовки трудовых ресурсов для сельскохозяйственного производства.

Сегодня сельская школа не рассматривается государством как фактор влияния на социальное развитие села, сохранение и развитие сельских территорий, модернизацию сельскохозяйственного производства, повышение культурно-образовательного уровня сельского населения, решения демографических проблем в деревне.

Результаты социально-педагогических исследований показывают снижение влияния образования на социализацию подрастающего поколения, на подготовку кадров для производственной и социальной сферы села, на культурную и социальную жизнь сельских сообществ.

Усиление неравенства образовательных возможностей для городских и сельских школьников

Масштабы реструктуризации сельских малочисленных школ, число которых увеличилось вследствие неблагоприятной демографической ситуации и нестабильной работы аграрного сектора страны, привели к обострению социальных проблем на селе. Без педагогического влияния оказалась жизнь детей и семей в малых населенных пунктах. Без перспективы развития остались многие российские деревни.

Реструктуризация сети сельских общеобразовательных школ, ставшая центральным звеном образовательной политики на селе, зачастую проводится без учета местных условий, перспектив развития агропроизводства. Без перепрофилирования закрывающихся образовательных учреждений в культурно-образовательные, социокультурные центры с последующим трудоустройством высвободившихся кадров и сохранением материальной базы для организации досуговой и социокультурной деятельности среди сельской молодежи, населения.

Специфика сельской школы и вопросы экономики образования

В основу модернизации образования положен главный критерий - экономическая эффективность государственных расходов на образование. Определен механизм реализации комплексного проекта модернизации, в котором участвует 31 регион. Он заключается в принятии регионами определенных обязательств. Это повышение средней наполняемости классов до 15 учащихся. Увеличение числа обучающихся на старшей ступени до 100 человек. Однако в большинстве регионов функционируют малочисленные школы. Это означает, что реальная ситуация в образовании на селе вступает в полное противоречие с заявленными требованиями Министерства образования и науки РФ.

Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, основная идея которого - зависимость получаемых образовательным учреждением бюджетных средств от числа обучающихся, без введения соответствующих коэффициентов приведет к закрытию малочисленных и малокомплектных школ, которые во многих регионах составляют от 40 до 80 процентов от общего числа сельских школ.

Некоторые регионы Сибири, Дальнего Востока, Урала, Закавказья, где имеются веские основания для сохранения малочисленных школ и поиска путей их эффективного развития, проводят свою региональную образовательную политику.

Образовательная политика противоречит государственной политике развития сельского хозяйства

Сегодня сельские школы практически не влияют на аграрное развитие России. Фактически школьное образование на селе перестает давать учащимся знания, умения, навыки, необходимые для жизни в агросоциуме.

Ни в одном из государственных документов по образованию перед сельской школой не ставится задача по трудовой подготовке учащихся к сельскохозяйственному труду, организации допрофессиональной и профессиональной подготовки по профессиям, востребованным местным рынком труда. Решение задач общегосударственного значения - подготовка нового поколения землепользователей, создание предпосылок для обеспечения продовольственной безопасности страны, воспроизводство кадров агропромышленного комплекса - передано в регионы.

Усиление миграции молодежи из села

Из-за нынешней образовательной политики сельская школа вынуждена давать учащимся образование, предопределяемое потребностями урбанизированного (городского), а не сельского образа жизни. Глубинный смысл такого образования - потребительский подход к селу преимущественно как к источнику кадров для города. Равное право на образование в скрытом виде означает, что сельский школьник равно с городским сверстником готов к урбанизации, но гораздо менее - к сельскому образу жизни. В результате нынешнее общее образование мощно стимулирует миграцию сельского населения и сопутствующее вымирание села.

Физическая культура и спорт для укрепления здоровья детей

Из-за низкой мотивированности учителей физической культуры, устаревшей материально-технической базы физкультурно-спортивной работы массовая сельская школа не может и не стремится обеспечить оздоровительную направленность школьной физической культуры, организовать двигательную активность учащихся от 6 до 12 часов в неделю как условия эффективного оздоровления учащихся и фундамента для последующего здорового образа жизни молодежи.

В связи с введением закона РФ в числе дополнительных, то есть платных, услуг называются спортивные секции, что при низкой платежеспособности сельского населения приведет к недоступности организованных видов спорта для школьников.

Государственная поддержка сельского учителя

Год учителя в России, как свидетельствуют правительственные документы, не увенчается, к сожалению, системой мер по поддержке сельского учителя, особенно молодых специалистов.

В настоящее время принимать к исполнению положение о зависимости оплаты труда учителя от количества обучающихся в классе для сельских общеобразовательных школ (и особенно для малочисленных и малокомплектных) явно преждевременно и может привести только к негативным результатам. Заметим, что объем подготовки учителя к урокам не зависит от количества учеников в классе. К тому же он определяется количеством классов, в которых они будут проведены (а это классы разных параллелей), и предметов (в том числе смежных). Как показывает практика, работать учителю в малочисленной школе гораздо сложнее, чем в большой школе и в классах с наполняемостью 15-25 человек.

Что же следует из сказанного?

1. Реализация нынешней образовательной политики, разрушающей сельскую школу как уникальный социокультурный институт села, создаст непреодолимые трудности в возрождении села и сельского хозяйства.

2. В условиях реальной угрозы стремительной деградации социального пространства села образовательная политика должна быть максимально ориентирована на восстановление его жизнеспособности средствами образования.

3. Образовательная политика на селе должна создать предпосылки для успешной реализации образовательной инициативы Президента РФ «Наша новая школа», заложив основу для построения модели сельской школы будущего как органической части жизненного пространства сельских поселений стран.