Досье «УГ»

Сегодня люди, сделавшие неверные расчеты, предлагают одаренной девочке Любе Афанасьевой выбирать: либо уходить от любимого педагога в музыкальную школу, либо продолжать заниматься, но тогда ее мама будет работать на двух работах.

Статфакт

От редакции

Судя по тому, как отреагировал Комитет по образованию Санкт-Петербурга на наше обращение, чиновники намерены все же скорректировать свои действия. «УГ» берет под контроль ситуацию в системе дополнительного образования Санкт-Петербурга и будет информировать своих читателей о ее развитии.

Комментарий «УГ»

Наталья ЗАИЧЕНКО, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга:

- В ведении Комитета по образованию Санкт-Петербурга находится 56 учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы дополнительного образования, в которых занимаются на бюджетной основе более 190 тысяч детей. Одновременно ежегодно открываются отделения дополнительного образования в школах - это приближает данную услугу к потребителю, что удобно для родителей. На сегодняшний день эти отделения открыты практически в каждой третьей школе Санкт-Петербурга. Ежегодно город пополняется 20-30 школьными отделениями дополнительного образования, сегодня в них занимаются около 120 тысяч детей. Это значит, что каждые 9 из 10 петербуржцев в возрасте от 6 до 18 лет могут получать бесплатные услуги дополнительного образования только от учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию.

Конечно, данный вид деятельности реализуется специалистами - руководителями направлений и педагогами дополнительного образования. Регулируется их численность соответствующей Методикой штатных расписаний. Так же как и в школах, в учреждениях дополнительного образования количество ставок специалистов на данный вид деятельности зависит от числа детей, пользующихся соответствующими услугами. Методика может меняться или корректироваться в зависимости от внешних факторов - экономических, организационных. По этой методике в 2009 году на УДОД с контингентом детей, к примеру, в 3000 человек приходилось в среднем около 40 ставок для работников, непосредственно не занимающихся реализацией учебных планов (это 12 ставок руководителей, 19,5 - педагогических работников, 9,5 - специалистов непедагогического профиля: инженеры, библиотекари, бухгалтеры). В 2010 году количество ставок по этим категориям работников по измененной методике действительно уменьшается на 20-30 процентов. Но главную нагрузку и роль в этих учреждениях выполняют педагоги дополнительного образования, именно они в штате составляют самую значительную часть, и их расчетная численность не изменилась никаким образом.

Однако, учитывая обращения руководителей УДОД и результаты проведенных в феврале-марте 2010 года собеседований с руководителями этих учреждений, Комитетом по образованию проведены дополнительные корректировки Методики штатных расписаний и подготовлен проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в постановление от 28.12.2009 №1564 в части расчета ставок для учреждений дополнительного образования детей. В данный момент изменения проходят стадию согласования.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

В частности, Совет директоров учреждений дополнительного образования обеспокоен ситуацией, сложившейся с методикой определения штатной численности работников в государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, вводимой постановлением правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2009 №1564.

Значения РИС (расчетный индикатор ставок) №17, предусмотренные этим документом для учреждений дополнительного образования детей (УДОД), уменьшают численность руководителей на 20 процентов, педагогического персонала на 30 процентов и прочих специалистов на 56 процентов. По приложению №14 о количестве ставок работников инфраструктурных объектов норматив определения ставок педагогических специалистов опорных центров снижен в 6 раз - от одной ставки на каждые 5 образовательных учреждений ранее до одной ставки на каждые 30. Кроме того, в приложении названы только три направления деятельности и не указаны, например, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, эколого-биологическое, туристско-краеведческое.

По мнению руководителей учреждений дополнительного образования детей, из трех основных функций, являющихся предметом деятельности учреждений в соответствии с типовым положением об этих учреждениях, более всего осложняется выполнение воспитательной и методической. Тех ставок педагогических работников, которые определены документом по числу учащихся по образовательным программам, хватит только на выполнение образовательной функции. Между тем педагоги допобразования в отсутствие типовых министерских программ и стандартов обеспечивают не только разработку образовательных программ и учебно-методических комплексов к ним по всем направлениям дополнительного образования, но и участие школьников в проектах и программах, смотрах и конкурсах от городского до международного уровня.

Методика не учитывает, что при выполнении воспитательной и методической функций учреждения дополнительного образования выходят за пределы контингента обучающихся в учреждении и охватывают не только детей района, но и учителей школ. Кроме того, в УДОД реализуются районные воспитательные программы и проекты, организуются массовые выездные мероприятия со школьниками, проводится большая методическая работа, направленная на оказание помощи классным руководителям, педагогам-организаторам, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования, руководителям детских общественных объединений и школьных музеев.

Однако сокращениями ставок в системе дополнительного образования реформаторы не ограничились...

Люба Афанасьева уже несколько лет занимается во Дворце детского и юношеского творчества. Люба - пианистка. Она лауреат и победитель различных музыкальных конкурсов, виртуозно играет на фортепиано трудного для исполнения Баха, без ее участия не обходится ни одно мероприятие в родной школе. Но последнее время Люба и ее мама ходят печальные. Оказывается, плата за Любины индивидуальные занятия существенно увеличилась: недавно мама платила 1800 рублей в месяц, а сейчас вынуждена изыскивать из семейного бюджета 3600. Мама Любы, одна воспитывающая девочку и работающая продавцом, скорее всего, не справится с этим финансовым изменением. Почему так повысилась плата за обучение и кто виноват в сложившейся ситуации?

Все началось с распоряжения Комитета финансов правительства Санкт-Петербурга №79-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета финансов Санкт-Петербурга», вступившего в силу с 1 сентября 2009 года, в котором утвержден максимальный процент средств, направляемых на выплату заработной платы из средств, полученных от оказания платных образовательных услуг. Чтобы было понятно, примерный порядок использования доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности государственными образовательными учреждениями предписывает эти доходы после оплаты всех обязательных платежей направлять на формирование фонда оплаты труда работников, участвующих в процессе оказания платных услуг.

Итак, по решению Комитета финансов Санкт-Петербурга максимальный разрешенный на выплату заработной платы процент для учреждений дополнительного образования детей составил 50 процентов от полученных доходов (с учетом отчислений в бюджет и внебюджетные фонды). Таким образом, непосредственно на выплату заработной платы осталось 39, 6 процента. Для сравнения: в прошлые годы этот показатель достигал 70 процентов.

Это решение не могло не обеспокоить педагогов системы дополнительного образования детей. И не зря. Были произведены расчеты расходов средств от платных образовательных услуг, и выяснилось, что 39, 6 процента недостаточно на выплату зарплаты. У многих педагогов хозрасчетных отделений дворцов детского творчества она в этом случае понизится на сумму от двух до пяти тысяч рублей.

На защиту образовательных учреждений встал территориальный комитет Профсоюза работников народного образования и науки Санкт-Петербурга и Ленинградской области, направив в октябре 2009 года письмо прокурору Санкт-Петербурга. В частности, в нем говорилось, что «среди полномочий Комитета финансов отсутствует право устанавливать размеры использования бюджетным учреждением полученных им средств от оказания платных образовательных услуг, которые могут быть направлены на оплату труда работников образовательных учреждений. Таким образом, Комитет финансов вышел за пределы своих полномочий, одновременно нарушив нормы федерального законодательства в области образования. Указанные распоряжения Комитета финансов затрагивают социально-экономические права работников образовательных учреждений».

Вмешательство профсоюза возымело действие, и ряд образовательных учреждений, а именно школы, получили возможность использовать до 70 процентов доходов на заработную плату учителям, оказывающим платные образовательные услуги. Но учреждения дополнительного образования детей... остались на уровне 50 процентов. И это по меньшей мере странно. Потому что в системе дополнительного образования широко развита сеть платных образовательных услуг, значительную долю которых составляют индивидуальные формы обучения (фортепиано, баян и аккордеон, флейта, гитара). Выплачивать зарплату ниже тарификации нельзя. Увеличение родительской платы тоже нежелательно.

Кстати сказать, педагогов дополнительного образования поддержали и родители. К примеру, родительский комитет одной из музыкально-хоровых студий отправил письмо на имя председателя Комитета финансов Батанова с просьбой объяснить дискриминационные действия в отношении системы дополнительного образования детей. «Наши дети, - сказано там, - получают комплексное музыкальное образование высокого уровня под контролем высококвалифицированных педагогов, имеют возможность творчески развиваться, участвовать в концертах и конкурсах.

До недавнего времени размер платы, вносимой родителями за обучение в хозрасчетных классах, был приемлемым. Теперь же, когда Комитетом финансов на выплату зарплаты отводится только 50 процентов от получаемой родительской оплаты, в студии возникнет необходимость существенного повышения расценок на платные образовательные услуги для сохранения совсем небольшой заработной платы музыкальных педагогов. В связи с этим ставится под угрозу сама возможность обучения наших детей в студии, так как размер платы за обучение станет непосильным. Если оставить расценки на платные образовательные услуги на прежнем уровне, то после уплаты налогов (начислений на заработную плату), отчислений на развитие отрасли и нужды студии зарплата педагогов хозрасчетного отделения окажется значительно меньше уровня зарплаты бюджетного отделения. Это может вызвать резкий отток наиболее активных и талантливых педагогических кадров в сугубо коммерческие структуры, и наши дети останутся без хороших преподавателей».

Однако родительский глас не был услышан, так же как и глас представителей системы дополнительного образования детей. Прокуратура Санкт-Петербурга в декабре 2009 года сообщила, что распоряжение Комитета финансов не противоречит федеральному законодательству, и сослалась на то, что в примерном порядке использования доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, утвержденном распоряжением Комитета по образованию от 11.06. 2009 года, есть аналогичное положение. Поэтому оснований для мер прокурорского реагирования нет.

Никоим образом не попытался изменить ситуацию и городской Комитет по образованию. Мало того, в приватных беседах директорам учреждений дополнительного образования было предложено прекратить индивидуальные занятия, передать детей - пианистов, баянистов, гитаристов в музыкальные школы и сделать акцент на групповые занятия. Но даже человеку, не имеющему специальных познаний в педагогике, понятно, что звездами становятся при сопровождении чьих-то талантливых рук - рук педагога, который работает с ребенком индивидуально.

Сегодня люди, сделавшие неверные расчеты, предлагают одаренной девочке Любе Афанасьевой выбирать: либо уходить от любимого педагога в музыкальную школу, либо продолжать заниматься, но тогда ее мама будет работать на двух работах.