Валерий НАПЁРОВ, директор кооперативного техникума, преподаватель менеджмента, Брянск

Проводя потом консультацию уже для студентов-заочников университета, я решил воспользоваться этими рекомендациями на практике. Сказал им, что уверен и очень надеюсь, что я тоже смогу обратиться к каждому из них во время ответа на экзамене со следующими словами:

«До чего же приятно с вами разговаривать, вы интересный собеседник!

Я восхищен вашим трудолюбием!

Общаясь с вами, можно многому научиться. Спасибо!

Ваша идея великолепна!

Вам прекрасно удалось осветить вопрос!

У вас поразительная наблюдательность!»

Я увидел, какими радостными и счастливыми улыбками засияли лица студентов. Теперь можно было высказать и требования к ответам на экзамене.

Как же прав был известный исследователь стрессовых состояний Ганс Селье, который установил, что уважение, внимание, похвала для человека важнее, чем власть и богатство.

А по завершении нашей встречи я рассказал давнюю историю первого года моего учительства в школе. Как-то после урока ребята подошли ко мне с дневниками. «Ты так интересно, здорово отвечала, - говорю я одной ученице. - Рад за тебя. Я с большим удовольствием ставлю тебе пятерку». «А мне без удовольствия, да?» - услышал я обиженный голос другой девочки. Что я мог ответить ей? Она действительно добросовестно заучила и без запинки рассказала все, что было в учебнике. Я тоже поставил ей «пять». Но как ждет учитель собственных размышлений учеников, примеров, почерпнутых из дополнительных источников! Хочется, чтобы было больше отметок, которые будут выставлять с удовольствием, с радостью.