Лора ЗУЕВА, Пензенская область

Первичные навыки девушки и юноши получают в мастерских, а в строительных бригадах оттачивают свое мастерство. Они учатся ремонтировать фасады, подъезды, квартиры. Так как студенческие бригады созданы на любой вкус, то прямо здесь новосел может заказать работы от внутренней отделки, выравнивания стен, покраски до установки мебели, опять-таки собранной в мастерских техникума самолично. С февраля 2007 года действует предприятие малого бизнеса «Профессионал-5» под руководством мастера производственного обучения по изготовлению корпусной мебели. Ребята-сварщики изготавливают металлические каркасы к учебным партам и стульям. Мастер выполняет функцию координатора.

Специальное ремонтное училище №5 было основано в 1947 году. Училище находилось в поселке Шуист в трехэтажном здании. Сейчас этот дом облюбовала школа.

Училище работало на базе строительных организаций и готовило рабочих по специальностям «слесарь-сантехник», «слесарь-вентиляционщик», «столяр». В 1955 году для будущих специалистов освобождены три двухэтажных здания. Там училище и обосновалось.

С 1956-го к столярам и слесарям присоединились те, кто мечтал работать электрогазосварщиком в трестах «Стальмонтаж» и «Волгосантехмонтаж». В мастерских выполняли заказы школ, училищ области, делали учебные парты, выполняли индивидуальные заказы: емкости для воды, ворота для гаражей, металлические двери.

Профессиональное училище №5 реорганизовали в Пензенский строительно-коммунальный техникум в 2007-м. Это, естественно, повлекло за собой расширение сферы охвата и увеличение предметов обучения. Сейчас техникум готовит квалифицированных рабочих - сварщиков, мастеров отделочных строительных работ, токарей, мастеров сухого строительства, секретарей, операторов ЭВМ.

В техникуме уютные мастерские и 3 учебно-производственных участка: сварочный, штукатурный и слесарный. Здесь 7 компьютерных классов, в которых помогают преподавателям объяснять сложное устройство приборов 5 мультимедийных проекторов. Вообще сегодня все учебные кабинеты и лаборатории оснащены самым современным оборудованием и мебелью. Конечно, учиться в таких условиях приятно, стоит ли удивляться, что ребята из строительно-коммунального то и дело отмечаются губернаторской стипендией за успехи в учебе и спорте, а лучшие студенты получают гранты.

Техникум активно взаимодействует с работодателями и другими образовательными учреждениями строительного и коммунального профиля, служа надежным кирпичиком кладки ассоциации «Университетский учебный комплекс».

Своих здесь не бросают, выпускникам, если их как-то проглядели работодатели во время практик, найти свое место под солнцем помогает Центр содействия трудоустройству. И эта помощь касается не только взращенных в этих стенах студентов, центр открыт для всех желающих приобрести новую профессию металлообрабатывающего направления: «сварщик», «монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования», «токарь-универсал», «техник сварочного производства».

Для престижного трудоустройства выпускников и для выполнения социального заказа с 1 сентября 2009 года на базе строительно-коммунального техникума работает Региональный отраслевой ресурсный центр профессионального образования по металлообработке, который взаимодействует со службами занятости населения по вопросам изучения вакансий на предприятиях металлообрабатывающего профиля Пензы и области.

В рамках антикризисной программы ресурсный центр взаимодействует с социальными партнерами по вопросам обучения и переобучения кадров через краткосрочные курсы.

Его цели - координация деятельности техникума по вопросам трудоустройства выпускников, оперативного обеспечения предприятий и организаций высококвалифицированными рабочими и специалистами по специальностям и профессиям для высокотехнологичных производств.

В 2008 году Пензенский строительно-коммунальный техникум разработал инновационную образовательную программу «Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в области строительства и коммунального хозяйства, металлообработки и машиностроения» и участвовал во Всероссийском конкурсе по отбору государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

Рабочая группа техникума проводила консультации с ведущими специалистами предприятий - социальных партнеров с целью уточнения перечня запланированного к закупке оборудования, способного обеспечить профессиональную конкурентоспособную подготовку рабочих металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Были получены от базовых предприятий экспертные заключения о соответствии оборудования масштабу инновационной образовательной программы.

Рабочей группой были изучены учебно-наглядные пособия, информационные средства, учебно-лабораторное оборудование для начального и среднего профессионального образования, разработанные при участии ведущих специалистов России в области профессионального образования, научных сотрудников Российской академии образования.

К работе по поиску информации, связанной с описанием учебно-методических комплексов, предназначенных для практической подготовки специалистов в области машиностроения и металлообработки, были привлечены учащиеся техникума, которые занимались в кружке «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Студенты через поисковую сеть Интернета собирали информацию, совместно с рабочей группой производили сравнительный анализ видов оборудования и их технических характеристик. Благодаря длительной поисковой работе в перечень оборудования, подготовленного к закупке, были включены многие учебно-методические комплексы, например «Технологии сварочного производства», не только позволяющий имитировать процессы дуговой сварки, но и обеспечивающий широкие возможности оперативного контроля основных параметров этих процессов на экране монитора компьютера; «Станки с ЧПУ и CAD/CAM-системы», предназначенный для теоретической и практической подготовки специалистов на всех этапах современного машиностроительного производства - от разработки чертежа детали и трехмерного моделирования до создания технологии обработки спроектированной детали, составления управляющей программы для станка с ЧПУ и изготовления реальной детали; «Умный дом», предназначенный для практической подготовки специалистов среднего технического уровня в области проектирования и программирования работы автоматизированных систем инженерного обеспечения гражданских и промышленных объектов (электрические нагрузки, освещение, теплоснабжение, сигнализация, вентиляция, кондиционирование, водоснабжение).

В Пензенской области 17 учреждений начального и 38 среднего профессионального образования. Большинство из них успешно реализуют разработанные программы по подготовке кадров для инновационного бизнеса. Министерством образования региона постоянно проводится работа по организации на базе подведомственных учреждений предприятий малого и среднего бизнеса, развитию учебно-производственной деятельности и оказанию платных услуг предприятиям, организациям и гражданам. Здесь все, что приносит доход, приветствуется. Ведь это доказательство того, что к своей работе и своему существованию люди относятся творчески.

«Хорошие идеи не принимаются на ура автоматически. Их надо внедрять в практику с отважным терпением», - говорил отец атомного флота США Хайман Риковер. Вот и преодолевают пядь за пядью инноваторы из лицеев и колледжей человеческое недоверие к своей деятельности. Качеством и исполнительностью. Они убеждены: поражения нет, пока сам человек не признал себя побежденным. Осознание своих возможностей удесятеряет силы, помогая находить сокровища (пусть не всегда оценивающиеся в максимальном денежном эквиваленте) тогда, когда другие давно отчаялись что-то делать, и, благодаря тому что их уверенность дорогого стоит, выигрывают.