Статфакт

На сегодняшний день официальной статистики самоубийств школьников из-за экзаменов не ведется. Однако в последние годы количество подобных случаев растет. Сложность в том, что юридически доказать связь суицида с экзаменационными неудачами порой бывает невозможно, так как неопровержимым подтверждением может служить, пожалуй, только предсмертная записка, а ее оставляют не всегда.

Вот данные, взятые из Интернета:

1 июня 2010 года московский школьник выбросился из окна своего дома, родители считают, что причиной самоубийства стали его переживания по поводу ЕГЭ.

30 мая 2010 года 13-летний подросток из Башкирии выстрелил себе в голову из ружья - по предварительным данным, школьник решился на суицид из-за неудачного экзамена.

В июне 2008 года в Вологодской области 15-летняя школьница покончила жизнь самоубийством после найденной ошибки при сдаче ЕГЭ по математике, а ученик 9-го класса умер от сердечного приступа, не дойдя до школы несколько шагов (он опаздывал на экзамен по русскому языку).

В июне 2004 года в Удмуртии два девятиклассника покончили с собой, обвинив в предсмертной записке учителя, так как не сдали экзамен по ОБЖ и боялись наказания родителей.

Комментарий «УГ»

Олег МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:

- Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области было проведено служебное расследование с выездом в Казинскую школу Семилускского района.

В ходе служебного расследования никаких нарушений действующего закона выявлено не было. Действия как педагогов, так и администрации школы находились абсолютно в правовом поле. Превышения полномочий или психологического воздействия на детей замечено не было.

Информация о том, что у выпускника были проблемы с пробным экзаменом, не соответствует действительности, потому что пробного экзамена по русскому не было.

Тем не менее говорить о причинах суицида рано. Сейчас по данному факту ведется следствие. Что касается проверки прокуратуры, она проводилась практически во всех субъектах РФ. 27 мая нам вынесли предписания. Все замечания на сегодняшний день уже устранены.

Татьяна МАСЛИКОВА, с. Новая Покровка, Воронежская область

Мать Саши потом будет рассказывать журналистам, как сын не выдержал пробный экзамен по математике и как решил доказать себе, что сможет одолеть сочинение по русскому: «Пишет, зачеркивает, снова начинает. Но что там напишешь, это же рассуждение, а он не мог рассуждать. Говорит: «Мам, неужели я такой неспособный?»

О том, каким был Саша на самом деле, как обращался с товарищами, как вел себя в жизни, рассказывают учителя и одноклассники. В их одиннадцатом классе было 11 человек - семь девушек и четыре парня (теперь уже три), а во всей школе 48 учеников. Каждый на виду, все друг друга знают с малолетства. Александр дружил со всеми, а своего двоюродного брата-второклашку по-настоящему опекал: когда тот учился в первом классе, укладывал ему портфель, одевал, забирал из школы.

- Он был неконфликтным, добрым парнем, - говорят учителя, - отзывчивым, веселым. Но скрытным. Он никогда не посвящал окружающих в свою личную жизнь, и по его эмоциям было трудно догадаться о его внутренних переживаниях.

Рассказывает следователь Семилукского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Воронежской области Елена Войнова:

- 25 мая, после Последнего звонка, Саша Анохин вернулся домой из школы и сказал матери и отцу, что боится сдавать единый государственный экзамен, так как якобы ранее не выдержал пробный. Но опасался он не только экзамена, но и призыва в Вооруженные силы Российской Федерации, о чем также говорил. В эти дни Александр неоднократно высказывал намерение покончить жизнь самоубийством, говорил, что повесится или утопится. Родители всячески пытались отговорить сына от суицида, тем не менее 27 мая он покончил жизнь самоубийством через повешение.

По рассказам учителей, Александр был активным участником школьной жизни. Второго мая в составе школьной команды выступал на районных соревнованиях по легкоатлетическому многоборью и остался очень доволен поездкой. Принимал участие практически во всех классных часах, которые в течение учебного года проводились классным руководителем. Темы были такие: «Есть ли будущее у российской семьи?», «Богатство: спасение или грех?», «Экзамены - это не страшно», «Какая армия нам нужна», «Аксиома алкоголя», «Профессия - бизнесмен», «Контакты и конфликты» и так далее.

На внутришкольном учете Александр не состоял, так как до конца 2008-2009 учебного года отношения в семье были нормальные. Но в 2009-2010 учебном году обстановка в семье резко ухудшилась, мать сократили на работе, она серьезно болела, в семью даже переехала бабушка, хотела помочь внуку в трудный период жизни, но увы.

Школьные учителя и классный руководитель приходили домой к Анохиным, беседовали с ними, приглашали родителей на собрания, только все оказалось бесполезным. Ни отец, ни мать так ни на одно собрание и не пришли. А ведь стоило, потому что темы были для них более чем необходимые: «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», «Пути преодоления конфликтных ситуаций», «Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены» - это собрание проводилось 25 мая.

Теперь можно только гадать о том, что послужило последней каплей и подтолкнуло парня - обычного сельского подростка, любившего свой мотоцикл больше школьной зубрежки, - к столь страшному и последнему в его жизни решению. Вообще-то Саша учился удовлетворительно и на второй год не оставался ни разу. Знаниями не блистал, но твердую тройку всегда мог получить. А по истории, обществознанию, рисованию, музыке, физкультуре, труду, ОБЖ и информатике успевал хорошо. После девятого класса сдал все выпускные экзамены и был переведен в десятый. Мечтал по окончании школы выучиться на автомеханика, поступить в технический лицей в Воронеже.

27 мая в их одиннадцатом классе проводилась консультация по русскому языку. Парень был активен, в хорошем настроении, учительница сказала, что как минимум на тройку он ЕГЭ сдаст. Что случилось потом, по дороге из школы домой, почему, придя домой, он схватился за сочинение по русскому и как все происходило на самом деле, сейчас выясняет следствие. По словам заместителя руководителя Семилукского межрайонного следственного отдела Алексея Юрченко, идет процессуальная проверка материалов, по итогам которой будет принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Предстоит провести судебно-медицинское исследование и комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, которая возможна и после смерти человека по собранным материалам процессуальной проверки. Как рассказал Алексей Петрович, после проведения этих исследований можно будет делать выводы о психическом состоянии молодого человека в последние минуты жизни.

На вопрос, можно ли сегодня заявлять, что причиной суицида стал страх перед ЕГЭ, мой собеседник ответил так:

- На данный момент этого утверждать нельзя. Очень много информации о других мотивах, которые могли бы привести к данному поступку. Это может быть и личное, и боязнь службы в армии, и отношения в семье. Пока фактически всего лишь четыре дня прошло, а для проверки предоставляется до 30 суток. Более точно о причинах можно будет сказать по прошествии этого времени.

- А вообще реально будет сказать точно, почему это произошло?

- Если будет найдена какая-то предсмертная записка, то да, или если при проверке выяснится, что он что-то кому-то рассказывал или звонил. Все будет учитываться.

- Каково ваше личное отношение к ЕГЭ?

- У человека должен быть выбор: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или в традиционной форме.

Сейчас в районном отделе образования и в школе, где учился Александр, проводится проверка на предмет соблюдения прав несовершеннолетнего и законодательства об образовании, а прокуратура Воронежской области уже выявила ряд нарушений при проведении ЕГЭ. Нарушения в основном «бумажные», например, не утверждены порядок и транспортные схемы доставки экзаменационных материалов в ППЭ и в региональный центр обработки информации, объявление о местах регистрации на сдачу ЕГЭ не размещено в средствах массовой информации, не принят нормативный правовой акт, определяющий размер и порядок выплаты компенсаций работающим на ЕГЭ педагогам. Прокуратурой области внесено представление руководителю Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олегу Мосолову об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Наверняка департамент исправится и все нарушения устранит. Но главная беда все равно останется. ЕГЭ превращается в настоящее пугало для слабых учеников, причем не только для них, но и для многих школ, в основном сельских. Оценка их работы, как и оценка знаний учащихся, зависит исключительно от полученных баллов. А баллы во многом случайность, человеческий фактор, возможности и знакомства, но и они же в конечном счете пропуск в будущую жизнь. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова уже высказалась о произошедшем в Новой Покровке несчастье, что боязнь ЕГЭ ни в коем случае не может являться причиной самоубийства Александра (напомню, имя парня изменено). Однако (смотрите выше) следователи, ведущие проверку, говорят обратное: ничего еще утверждать нельзя.

...А вдруг он действительно испугался или почувствовал неуверенность в своих силах? Или просто не захотел участвовать в этой жестокой «игре» под названием ЕГЭ, которую для него придумали взрослые и в которой ни для кого нет исключений. Точнее, не так: в ней нет исключений для таких, как он.

Мы с дочкой в прошлом году тоже прошли через ЕГЭ (слава богу!). И на собственном опыте твердо знаем, что без каждодневной родительской поддержки (моральной и оч-чень большой материальной - на репетиторов) подростку в одиночку в ЕГЭ не выиграть.

Кстати, в Сашином классе на предварительном ЕГЭ по математике было три плохо написанных работы. Не одна, а три. И поэтому спешу, пытаюсь докричаться до оставшихся двух парней, да и до всех остальных с похожими результатами: ребята, вы отличные, хорошие люди, даже с двойками по ЕГЭ! Будут в вашей жизни и любовь, и удача, только не сдавайтесь и не отчаивайтесь!