Чувствовать слово

Михаил БОНДАРЕВ, Калуга

Она начала лекцию с небольшого, но многозначительного стихотворения Федора Ивановича Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Оказывается, мысль великого русского поэта доказали на любопытном опыте в новосибирском Академгородке более тридцати лет назад. Посадили три одинаковых растения и выращивали в абсолютно идентичных условиях: одинаковая почва, влажность, температура. Вот только общались с ними по-разному. Первому говорили лишь приятные слова, второму грубили, с третьим обращались без проявления эмоций. В итоге первое растение выросло большим и сильным, второе погибло, третье оказалось средним по размерам.

Заинтриговать, заворожить

Светлана Щербакова - коренная калужанка. Окончила филологический факультет Калужского государственного педагогического университета имени Циолковского.

- Мой отец, Алексей Григорьевич, - водитель «скорой помощи». Мать, Зинаида Федоровна, - бухгалтер. Сестра Елена пошла по стопам матери, а я, как видите, «отпочковалась», - с улыбкой рассказывает о своем пути в педагогику Светлана Алексеевна. - Я училась в средней школе №2. Наш классный руководитель, учитель русского языка и литературы Елена Семеновна Терехина, очень увлеченно и интересно вела уроки. В старших классах я поняла, что мое призвание - филология. Еще в школе мне нравилось анализировать, «копаться» в произведениях, перечитывать их. Особенно роман Достоевского «Преступление и наказание». Трогали душу рассказы Астафьева, поэзия Заболоцкого и Рубцова.

Светлана Щербакова, педагог с десятилетним стажем, ведет еще и спецкурс углубленного изучения литературы с подготовкой к олимпиадам. По мнению учителя, после того как литература не стала обязательным экзаменационным предметом, многие дети, к сожалению, стали очень мало читать и интересоваться литературой.

- Приходится овладевать новыми приемами, чтобы заинтересовать детей, привлечь их к чтению, - говорит Щербакова. - Не стесняюсь учиться у более опытных коллег. Мне запомнился и очень помог в работе один из мастер-классов победителя конкурса «Учитель года России-1993» Олега Парамонова из Брянска. Его урок был по роману Тургенева «Отцы и дети». Олег Геннадьевич начал с конца произведения. Заброшенная могила, на нее приходят два старика. Почему так заканчивается роман? Дети начинают задавать вопросы. «А на них вы ответите, - говорит учитель, - когда прочитаете весь роман». В любом литературном произведении важно найти что-то интересное, захватывающее, чтобы заинтриговать, заворожить учеников, чтобы у них появилась мотивация к чтению. Возьмем роман «Преступление и наказание». С учениками мы обсуждаем, почему вообще совершаются преступления, и я ориентируюсь на пусть еще и небольшой жизненный опыт ребенка. И это срабатывает - даже ученики из физико-математического класса прочитали Достоевского. На образах писателей советского прошлого дети учатся любить природу, бережно относиться к памяти о предках, понимают проблемы нравственности и морали.

Книга - друг и советчик

Конечно же, от современных литературных течений, зачастую ничего не дающих ни уму, ни сердцу, оградить детей невозможно. Да и нужно ли? Многие ученики Щербаковой с удовольствием читают рассказы Чехова, Астафьева, Зощенко, Солженицына. Если обратиться к поэзии, то на спецкурсе девочки в основном читают Ахматову и Цветаеву, а мальчикам очень нравится Маяковский, необыкновенная энергия и ритмика его стиха, философская, пейзажная лирика Тютчева.

- Многие мои ученики сами пробуют писать стихи, конечно же, пока еще подражательные, - говорит Щербакова. - Прочитаешь творения и сразу поймешь, кому какой поэт по душе. Недавно дети написали сочинение-рассуждение «Книга - наш друг и советчик». Я не люблю навязывать свою точку зрения и была горда, когда прочитала у большинства ребят, что именно из книг они могут научиться правильной речи, что книга - проводник высокого слова.

Ученики Щербаковой побеждают во многих интеллектуальных играх и конкурсах, проводимых в лицее, в городских конкурсах чтецов, в конкурсах сочинений, успешно участвуют в городских и областных предметных олимпиадах. Например, одиннадцатиклассница Мария Орлова - призер областной олимпиады по литературе, а семиклассник Руслан Алексеев, ученик разносторонне одаренный, стал лауреатом областного конкурса сочинений, посвященного Дню героев Отечества. Он писал о выдающемся уроженце калужской земли - маршале Георгии Константиновиче Жукове. Ученики 5-7-х классов впервые участвуют в международной олимпиаде по основам наук, которую организует Уральский государственный университет, и успешно прошли уже два этапа и вышли на третий.

Родительские собрания как театр

Светлана Щербакова, классный руководитель 7-го «А», с детства увлечена театром. Уже преподавая в школе, играла в театральной студии при городском Доме учителя, старается не пропускать премьеры в областном драматическом театре. И учительские пристрастия сказываются на школьной работе. Третий год Щербакова проводит необычные родительские собрания.

- Я не собираю утомленных мам и не рассказываю им нравоучительно о том, какие оценки и поведение у детей. Я думаю, что родителям неприятно на людях выслушивать негатив о своих детях, - поясняет Светлана Алексеевна. - На мои открытые тематические собрания приходят и папы, и мамы. Сценарий пишут дети. Например, недавно проводили собрание «Двенадцать месяцев на школьный лад». Дети представили родителям, как проходит их школьная жизнь. Все это ярко и празднично - дети читают стихи, поют песни, танцуют. Мы в школьном кабинете не помещаемся, «снимаем» актовый зал. У каждого ребенка своя роль: один пишет сценарий, другой создает костюмы, третий - декорации, четвертый отвечает за техническое оснащение, пятый - за музыкальное сопровождение.

Оригинальное не осталось незамеченным - на калужском телеканале «Ника» сняли сюжет о Светлане Щербаковой и ее необычных собраниях. «Интересно, а идет ли кто из ваших бывших учеников по вашим стопам?» - спрашиваю я Светлану Алексеевну. Оказывается, идут. Выпускница лицея №36 Вера Плохута учится на третьем курсе МГУ на филологическом отделении, несколько человек поступили в КГПУ на факультет иностранных языков. Щербакова буквально заразила учительством, в хорошем значении слова, студенток педагогического университета. Например, пятикурсница Наталья Галкина после второй школьной практики сказала, что очень хочет работать учителем.

«Нам не дано предугадать...»

- Любой учитель, пусть даже не филолог, для детей эталон речевого общения, - убеждена Щербакова. - Может быть, это и затертое выражение, но очень точное: самым главным инструментом учителя во все века было и будет слово. С помощью слова можно подарить надежду и вселить разочарование, убедить в величии и унизить до ненависти. Словом можно ранить, а можно и возвысить. Сила слова - великая вещь, и кому, как не нам, учителям, ею умело пользоваться! Поэтому мы должны взвешивать каждое слово, отвечать за него, потому что ответственность слишком велика. Ошибка учителя не так заметна, как ошибка сапера или хирурга, но может принести много вреда скрытого, затаившегося во времени. Прекрасно сказал Владимир Солоухин в своем стихотворении «Слово о словах»: «Когда ты хочешь молвить слово, // Мой друг, подумай - не спеши: // Оно бывает то сурово, // То рождено теплом души. // Оно то жаворонком вьется, // То медью траурной поет, // Покуда слово сам не взвесил, // Не выпускай его в полет...» Используя нужное слово, учитель всегда выстроит мостик доверия в отношениях с детьми, найдет путь к сердцу ребенка, не сможет отстраниться от проблем маленьких людей, которые идут за ним и верят ему.

Возвращаясь к великому русскому классику, Светлана Щербакова продолжает его слова: «...И мы обязаны творить, // Презрев все тяготы мирские, // Чтоб истин светлых заложить // Зачатки в души молодые, //Чтоб верный путь им указать, // Помочь в толпе не раствориться. // Нам не дано предугадать, // Но все же... хочется стремиться».

  • Светлана ЩЕРБАКОВА со своими учениками