Обязательным условием допуска творческих работ к рассмотрению конкурсной комиссией является знание авторами важнейших российских и международных документов о правах человека: Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ. В соответствии с положением участники могут раскрыть правовую тему в разных жанрах: рисунка, поделки, сказки, басни, сочинения, эссе, реферата.

Первый конкурс прошел в 2006 году. С тех пор благодаря постоянной работе уполномоченного в сфере правового просвещения растет известность конкурса, а вместе с ней - число конкурсных работ: в 2007 году в финал их поступило 86, в 2009-м - 132 из 23 муниципальных районов. В 2010 году представлены 173 работы из 39 муниципальных образований Московской области.

Участникам конкурса было предложено 29 тем, из которых они выбрали 24. Предпочтение было отдано темам «Мой многонациональный класс», «Проблема насилия в семье» и «Здоровые дети - здоровая нация».

Кроме того, в жюри поступило 58 работ на свободные темы, в том числе: «Правовые основы воинской службы. Неуставные отношения в Российской армии», «Подросток и наркотики. Выбери жизнь!», «Реализация права на выбор профессии у современного старшеклассника», «Смертная казнь: за и против (история и современное состояние проблемы)», «Зачем нужен уполномоченный по правам человека».

У нынешнего конкурса была и новая задача - развитие связей между институтом уполномоченного по правам человека в Московской области и образовательными учреждениями. С сентября 2009 года более чем в 4000 образовательных учреждениях Подмосковья, во всех без исключения муниципальных районах и городских округах начал функционировать новый правозащитный институт - уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении. Их деятельность стала необходимой частью школьной жизни, действенным центром правового просвещения.

Особенностью конкурса 2010 года стало внимание к проблемам, получившим общественный резонанс. Так, в связи с принятием областного закона №148/2009-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» тема ответственности родителей за воспитание детей, соблюдения прав детей в семье широко обсуждалась в школьных коллективах, на ТВ, в прессе. Основные причины преступлений, совершаемых несовершеннолетними, были проанализированы в 16 рефератах.

Сохраняет свою актуальность необходимость создания безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и соблюдения их прав. Недавно эту проблему в своем Послании озвучил Президент РФ. В Подмосковье ее решению уделяется постоянное внимание: в 2008 году ей был посвящен специальный доклад уполномоченного по правам человека в Московской области. А 2009-й был объявлен в регионе Годом равных возможностей. Важно, что школьники не остаются в стороне от проблем своих сверстников с ограниченными возможностями. Это показали и конкурсные работы, 18 из которых были посвящены теме «Ребенок-инвалид - полноценный член общества».

Участников IV конкурса отличают самостоятельность и вдумчивый подход, стремление проанализировать ту или иную ситуацию, предложить пути ее решения. Заслуживает внимания интерес сегодняшних подростков к функционированию разных ветвей и уровней власти. В рефератах «Я - Президент Российской Федерации XXI века», «Депутат вчера и сегодня» авторы, примеряя к себе президентское или депутатское кресло, уже сейчас задумываются над тем, какими должны быть люди, взявшие на себя ответственность за судьбы многих людей.

Отличительной чертой IV конкурса стало увеличение возрастных групп участников. До этого их было две: первая (5-9-е классы) и вторая (10-11-е классы). Теперь их три: I группа - 5-7-е классы, II группа - 8-9-е классы и III группа - 10-11-е классы. Это позволило более четко разрабатывать конкурсные задания и давать более точную оценку их выполнению.

Многие школьники участвуют в конкурсе неоднократно. А такие, как Георгий Рогава из щелковской школы №14 имени Гагарина, Карина Шинкарева из Балашихинского лицея, Андрей Стельмах из электрогорской школы №14, Маргарита Кашпор из солнечногорской школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов не раз были финалистами и лауреатами.

Всех участников, столь рьяно включившихся в изучение юридических и человеческих прав, пришли поздравить начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Московской областной прокуратуры Людмила Дьячковская, заместитель министра образования правительства Московской области Александра Котова, уполномоченный по правам человека в Московской области Александр Жаров, уполномоченный по правам ребенка в Московской области Валерия Андреева, заведующий отделом воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования Московской области Елена Зашихина.

По традиции на торжественное награждение победителей были приглашены юные конкурсанты, их родители и педагоги, правоведы и члены общественных организаций. Столь широкий круг дает возможность конструктивного обмена мнениями и информацией по разным аспектам соблюдения прав детей.

21 мая были награждены не только победители, лауреаты, но и научные руководители, чьи подопечные из года в год занимают на конкурсе призовые места. Среди них: Елена Морозова, руководитель победителей конкурса 2008 и 2009 годов, учитель школы №12 с углубленным изучением отдельных предметов; Светлана Доржинова из Дзержинского, подготовившая лауреатов конкурса в 2009 и 2010 годах в школе №1; Галина Байкова, воспитавшая лауреатов конкурса в 2009 и 2010 годах, из егорьевской школы №15; Марина Ротарь, руководитель работ призера и лауреата конкурса в 2010 году, педагог климовской школы №6 с углубленным изучением отдельных предметов; Наталья Симонова, научный руководитель участника, отмеченного благодарностью в 2008 году, и победителя конкурса в 2010 году, из Щелковской гимназии.

Как и предыдущие, IV конкурс творческих работ учащихся кроме выполнения просветительских задач помог поиску новых форм правового просвещения в школе. Конечно, не все участники в результате станут правозащитниками. Но главное - мир правовых взаимоотношений для них уже открыт, и они будут его совершенствовать.

Есть права и у ребенка.

Тут ты, Коля, точно прав!

Только ты права качаешь,

До конца все не узнав.

Право есть и на учебу,

И на отдых, и на жизнь.

Право есть на тайну, Коля,

За права свои держись!