Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ломоносовский район, Ленинградская область

Впоследствии, когда невероятная популярность конкурса стала очевидной, а помещение поселковой ДШИ не смогло вместить всех желающих, было принято решение придать «Подснежнику» статус областного. И фестиваль-конкурс «переселился» в Ломоносовский районный Дом культуры, куда ежегодно стали съезжаться юные таланты из всех районов Ленинградской области.

«Подснежник» - конкурс с изюминкой. Как объяснила председатель Комитета по культуре и туризму администрации МО «Ломоносовский муниципальный район» Алла Лунева, его особенностью является то, что здесь выступают дети из поселковых и сельских музыкальных школ. У ребят из городских музыкальных школ гораздо больше возможностей продемонстрировать мастерство в различных фестивалях, конкурсах, концертах, а для ребятишек из глубинки первой ступенькой на музыкальном олимпе становится именно «Подснежник». На этом конкурсе они могут не только показать все грани своего таланта, но и увидеть искусство своих сверстников. Помимо того фестиваль предоставляет возможность дальнейшего участия в различных музыкальных конкурсах, а для некоторых определяет дальнейший профессиональный путь. К примеру, дважды победитель «Подснежника» пианист Герман Воробьев из поселка Русско-Высоцкое Ломоносовского района сейчас учится в Музыкальном колледже имени Мусоргского и уже начал свою преподавательскую деятельность.

Ежегодно конкурс принимает более ста с лишним ребят, это порядка двадцати музыкальных школ. Многие из них приезжают из самых отдаленных районов области. В нынешнем «Подснежнике» приняли участие около ста ребят. Свои музыкальные достижения юные таланты демонстрировали в трех основных номинациях: фортепиано, народные инструменты (аккордеон, домра, балалайка и баян) и струнные (скрипка и гитара) - в двух возрастных группах: средняя и старшая. Традиционно самая многочисленная номинация - фортепиано, в среднем количество участников в ней колеблется от 20 до 35. В последние годы, по словам организаторов конкурса, также заметно увеличилось число гитаристов, в этом году в данной номинации - более 30 участников.

Более десяти лет жюри «Подснежника» возглавляет заведующая сектором качества образования Ленинградского областного учебно-методического центра культуры и искусства Елена Яковлева, и, по ее мнению, подобные фестивали исключительно важны, поскольку являются стимулом для роста как ребенка, так и учителя.

- Зачастую бывает так, что педагог варится в собственном соку, считая свою методику лучшей. Это неправильно. Люди должны видеть, как работают другие, перенимать интересное, что-то менять в процессе преподавания, совершенствоваться. Конкурс - это повышение требовательности как к себе, так и к детям. А для детей - это мотивация к росту. Многие ребята начинали довольно скромно, а сегодня мы видим, какого высокого исполнительского уровня они достигли.

Что касается критериев оценки, то, по словам Елены Яковлевой, при любом составе жюри они одни: яркость исполнения и профессионализм.

- Бывает скучное, точечное исполнение, а бывает, что ребенок выходит и инструмент звучит. Возникают живые, дышащие фразы, с гибким ритмом, с авторским отношением. Живое исполнение отмечает аплодисментами даже неискушенный зритель. И от программы здесь мало что зависит. Не важно, выбирает ребенок Баха или современного композитора. Если одарены он и его педагог, то самый трудный для исполнения Бах звучит изумительно. И примеры тому были.

Но, как заметила Елена Яковлева, членов жюри больше всего радует, что из года в год мастерство ребят растет. Это говорит о том, что сельская музыкальная школа не уступает своих позиций городской школе. Она по-прежнему остается проводником прекрасного и служит стартовой дорожкой для будущих настоящих звезд.

В этом году Гран-при фестиваля досталось пианистке Любови Бушуевой из Невской детской музыкальной школы поселка Лесколово Всеволожского района. Остальные лауреаты конкурса получили статуэтки с изображением нотного стана с именной надписью.