Досье «УГ»

Детей учат внимательно разглядывать цветы и травы, слушать пение птиц и обсуждать, кто что увидел.

...Сама расстановка приоритетов заставляет финских педагогов развивать у ребенка прежде всего внимательность к окружающим, вдумчивость, способность к самостоятельной работе, а не память и умение быстро и правильно отвечать на вопросы.

Нина ПИЖУРИНА, Хельсинки

Финские учителя и не обязаны это делать, хотя для важности в аттестате мальчика есть три графы: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». В них могут стоять какие-то значки, а могут и не стоять. Важно, чтобы в конце каждого полугодия педагоги и психологи вместе с родителями обсудили успехи ребенка, учитывая все эти параметры. Достижения первоклассника в математике, чтении, письме, устной речи значатся на втором месте, после подзаголовка «Дополнительные сведения». Причем письмо подразделяется на три раздела: правописание, сочинение и каллиграфия.

Впрочем, особенности такого рода, как мне объяснили, в каждом регионе Финляндии могут быть свои. Важно выполнить общегосударственную программу обучения к концу начальной школы. Но главная задача первого учителя повсюду одна: помочь каждому ребенку освоиться с новой в его жизни ситуацией, с новыми требованиями, условиями, видами деятельности, в том числе и интеллектуальной. Если ему на каждом шагу теперь говорят: «А ты подумай!» - что он должен делать? И если девочка искренне считает, что кудрявая, веселая двойка намного милее и симпатичнее самодовольной толстой пятерки, которую ей совсем не хочется получить, как деликатно и бережно вывести ее из мира художественных фантазий в мир абстракций, который лежит в основе школьных знаний? Всегда ли мы, взрослые, понимаем, какие процессы происходят в сознании ребенка, когда он начинает осваивать азы так называемого научного мышления? Не замещаются ли при этом какие-то естественные способы познания, свойственные ему от природы, формальными, которые выработаны для специфической профессиональной деятельности ученых? Хорошо, если оба способа - и природный, и так называемый научный - используются человеком гармонично, дополняя друг друга. А если нет? Тогда школа может способствовать определенной деформации личности и формированию поверхностного, формально-логического мышления.

Не знаю, как много известно обо всех этих тонкостях учителям начальных классов в Финляндии и Новой Зеландии, но сама расстановка приоритетов заставляет тамошних педагогов развивать у ребенка прежде всего внимательность к окружающим, вдумчивость, способность к самостоятельной работе, а не память и умение быстро и правильно отвечать на вопросы. В итоге не все дети к концу первого учебного года бегло читают, хорошо пишут и считают. Мне рассказывали, как для одного из юных переселенцев, с трудом осваивающих финский язык, в классе ставили легкую ширмочку, чтобы он мог видеть учителя и не отвлекался, не мешал остальным. При этом важно, что остальные не видели его затруднений и не смеялись над ним. Рядом обязательно садился помощник ученика, исполняющий одновременно роль переводчика в трудных случаях. Этот ребенок долго не мог привыкнуть к школьным правилам, не умел сосредоточенно работать, быстро уставал. Но его не отправили в коррекционный класс, а после консультаций с психологами, медиками, директором школы решили принять другие меры. Предложили родителям оставлять первоклассника в группе продленного дня, чтобы он больше общался с другими детьми. Старались обязательно вовлекать новичка в общие дела и игры, постоянно усложняя его роли. Четыре раза в неделю с ним дополнительно занимается особый учитель, специально подготовленный для работы с такими детьми. А один час в неделю дополнительно - педагог, у которого он учится в классе. Шесть встреч с психологом, как считает помощник этого ученика, сидящий с ним рядом на уроках, пока не дали большого результата. Но ребенку определенно нравится в школе, он наблюдателен, весел, доброжелателен, и его поведение в социуме позволяет надеяться на успех.

Мне не удалось убедиться в этом лично, потому что в тот день, когда я была в школе, все первоклассники отправились на экскурсию в местное почтовое отделение. А до этого были в гостях у полицейских. Уже осмотрели многие местные достопримечательности и ходили на работу к некоторым родителям. Новые сведения из разных сфер жизни дети получают сначала с помощью простых наблюдений. Их учат внимательно разглядывать цветы и травы, которые растут во дворах и на улицах, слушать пение птиц, наблюдать за рыбками и обсуждать, кто что увидел, задавать вопросы. Ответы на некоторые из этих вопросов все вместе ищут потом в учебниках, справочниках, в Интернете. В школе, где категорически запрещено кричать на ребенка, принуждать, заставлять, остается единственный стимул - интерес, естественная детская любознательность. И уверенность в том, что без этих знаний тебе не прожить. В поселке Виройоки у первоклассника в аттестате итоги обучения математике разделяются на умение считать механически, считать в уме и умение применять навыки счета в жизни. Ребенок должен понимать, для чего ему эти знания. Такой практицизм вполне может показаться ограниченностью. Но здесь же всячески поддерживается и любое творчество. Кто-то после похода в магазин или экскурсии в зоопарк рисует, а Мартти, например, написал очень удачное сочинение. Среди дополнительных сведений в его аттестате сказано, что в течение учебного года он успешно продемонстрировал свои знания не только по математике, письму и чтению, но по истории, музыке, обществоведению, природоведению, изобразительному искусству.

Как совместить это с рассказом о мальчике, который пока только учится понимать и соблюдать правила поведения и общения, осваивает финский язык и пока больше играет, чем сосредоточенно и самостоятельно работает? Мне предлагают посмотреть, какие разные у детей учебники. Один пользуется упрощенным, другой - более сложным. Годика через три они, может быть, выравняются. А если нет - тоже ничего страшного. Некоторые так и будут все девять лет обязательной школы заниматься по облегченной программе. Главное - избежать агрессии, зависти, ревности, злобы, тех страстей, которые вызывают напряженность в обществе. А общество в этих странах устроено так, что в нем без всякого преувеличения почетен любой труд. Мой внучатый племянник, родившийся в актерской семье, поначалу мечтал, например, в Новой Зеландии стать мусорщиком. Они ездят на ярких машинах, ловко собирают на ходу мешки с мусором, выставленные вдоль дорог, носят красивые комбинезоны и вдобавок частенько распевают песни. При этом не будем забывать, что у всех, кто работает, есть довольно мощные профсоюзы, приличные зарплаты, а потому и нет никаких оснований стесняться своих занятий. Мойщик стекол, сменив спецодежду на джинсы и рубашку, манерами, выражением лица, чувством собственного достоинства никак не отличается от учителя или инженера. А перемена места работы при дополнительном обучении новому делу здесь так же естественна, как новая одежда. Может быть, поэтому всякую работу принято выполнять тщательно и добросовестно, как бы любуясь и гордясь результатами.

Но если у человека нет никаких внешних стимулов гнаться за оценками, если из честолюбия или страха перед будущим он не должен корпеть над сложными учебниками, кто же будет грызть гранит науки? «Человек пять из нашего класса сразу пойдут в гимназии и дальше в вузы, - спокойно сказал мне учитель двадцати пятиклассников. - Остальные сначала поступят в колледжи, а то и просто на курсы, чтобы получить рабочие специальности. Они пока не будут изучать физику и математику на таком уровне, какого требуют ваши общеобразовательные стандарты. Потом, возможно, кто-то и к поступлению в вуз подготовится. Дорога открыта».

Можно отнестись к такой постановке дела критически, как это часто случается при посещении нашими учителями уроков их коллег в Финляндии. Хорошо натренированные решениями сложных задач наши старшеклассники на первый взгляд вроде бы выигрывают по сравнению с финскими сверстниками. Однако в маленькой Финляндии с населением около пяти миллионов человек никогда не пустуют 20 университетов и 30 профессионально ориентированных вузов. И если у жителя России есть возможность выбрать качественный товар или услугу, многие наверняка предпочтут купить автомобиль, телефон или стройматериалы, произведенные не нашими учениками.