Для проведения статистических исследований были определены 48 пилотных школ трех регионов (Псковская, Ярославская области, Чувашия). Проведено именное анкетирование учителей относительно причин неудач каждого из школьников. Именные анкеты были также предложены 1341 выпускнику примерно за месяц до начала ЕГЭ. Когда ЕГЭ завершился, к анализу результатов этих анкет присоединялись и результаты, показанные на экзамене. ЕГЭ ребята сдавали по русскому языку и математике.

248 учителей вечерних и средних школ были опрошены по поводу двоек. В ходе анализа стало очевидно, насколько разными получаются результаты. Что касалось двоек по обязательным предметам, без возможности выбирать экзамен, то почти 80 процентов результатов здесь оказались предсказуемыми. Причем в вечерней школе неудовлетворительных результатов больше. 45 процентов учителей объясняют неудачи тем, что ученик имел стабильно низкие оценки, плохо учился. Пропуски уроков составляют почти 30 процентов неудач. 20 процентов неудач - результат того, что ученик считал, будто ему не нужно напрягаться, его обеспечат всем необходимым родители (имеются в виду условия для поступления и учебы в вузе, бытовые условия, карьерный рост, не зависящий от учебы). Трудности, связанные с вероятной задержкой психического развития, - почти 22 процента. 10 процентов двоек объясняются тем, что выпускник отдает приоритет предметам и областям знаний, лежащим за пределами школьной программы, и в них он стремится найти себя. Но самое большое количество объяснений - растерялся, разволновался на экзамене и оказался не готов к данной форме контроля знаний. Учителям можно было выбирать несколько возможных ответов. Что касалось неблагополучной обстановки в семье (папа пьет и т. п.), то она как причина неудачи на экзамене большая редкость.

Анкеты для учеников учитывали следующие факторы: полнота семьи, наличие или отсутствие братьев, сестер, бабушек, дедушек, уровень образования родителей, образовательные ресурсы семьи (отдельная комната, домашняя библиотека и т. п.), материальная обеспеченность, язык общения в семье, занятия в спортивных секциях и кружках, мотивация на изучение предмета, представление выпускника о собственной образовательной траектории. Оказалось, что большинство, 70 процентов респондентов, живут в полных семьях, 40 процентов - единственные дети, несовместное проживание с лицами старшего поколения отметили 16 процентов респондентов. Более высокий результат ЕГЭ по математике показывают выпускники из полных семей. Результаты ЕГЭ детей из полных семей и семей, где есть только мать, по русскому языку не различаются. Группу риска составляют семьи, в которых ребенок живет только с отцом или родители отсутствуют вовсе. Если в семье один ребенок, то вероятность более высокого результата на ЕГЭ у него выше, чем у выпускников, имеющих братьев и сестер. Неожиданного, наверное, тут нет. Сколько работает учитель и сколько родитель... Однако образование родителей играет роль. У выпускников, чьи родители имеют высшее образование, более высокие результаты ЕГЭ как по русскому, так и по математике. С понижением уровня образования родителей снижаются и статистические результаты ЕГЭ у детей. В семьях, где один из родителей имеет высшее образование независимо от уровня образования другого родителя, но не ниже среднего, результат ЕГЭ оказывается выше среднего значения. Там, где родители имеют низкий уровень образования, результаты ЕГЭ заметно ниже. Дети, чьи родители имеют среднюю материальную обеспеченность (сколько это в рублях, на семинаре не уточнялось), получают более высокий результат. Такой параметр, как язык общения в семье и со сверстниками, рассматривался только на примере Чувашской Республики. Наиболее высокий результат как по русскому, так и по математике показывает группа, в которой, судя по ответам, дети как в семье, так и со сверстниками общаются в основном по-русски. Прокомментировать это организаторы исследований затрудняются: ожидаемой связи между языком общения и результатом экзамена не видно. Разумеется, предполагаемый более высокий результат экзаменов демонстрируют выпускники с высоким уровнем мотивации на изучение предмета, более высокий результат ЕГЭ по математике показывают выпускники как с высоким уровнем мотивации на изучение русского языка, так и считающие его изучение неважным, и наоборот. Вопросы «Кем, по вашему представлению, вы будете работать через десять лет?», «Кем планируете быть после школы?» и тому подобные ставили целью выявить представления ученика об образовательной траектории. Более низкие результаты получаются в группах, ориентированных на получение рабочей специальности, на работу в сфере обслуживания и, как это ни покажется странным, в области юриспруденции. Есть и категория «неопределившихся». Наиболее высокие результаты ЕГЭ как по русскому, так и по математике показали те, кто собирается приобрести техническую специальность, работать в сфере здравоохранения, экономики, менеджмента. Относительно высокий результат по русскому языку наблюдается у выбравших гуманитарные специальности, экономику, менеджмент. По математике результат ЕГЭ выше у тех, кто предполагает продолжить образование по техническим специальностям или связанным с сельским хозяйством. Для высокого балла по математике не имеет значения, занимается ребенок в секции или нет, а вот для русского языка - да. Если ребенок занимается спортом (имеются в виду занятия, нацеленные на получение разрядов), то тут результат ниже. Худшие результаты и по русскому, и по математике показывают дети, определившие себя в сфере услуг и в спортивной карьере. Когда родители имеют образование выше среднего, хотя бы один из них, то у ребенка начинают проявляться установки на целенаправленное изучение того или иного предмета. При этом не важно, что он думает о значимости самого предмета для собственного будущего. Он его учит. Проживание в городе или на селе как таковое не играет большой роли, но, и это общеизвестно, на селе заметно меньше родителей с высшим образованием, которое, как выяснилось, имеет значение. Плюс ко всему наличие образовательных ресурсов в городе и на селе разное.