Ирина ВОРОНОВА, заместитель директора по социальной защите и охране детства школы №970, Москва

Совсем недавно я поменяла место жительства и соответственно работы. Работала я директором школы почти 15 лет. Много это или мало, сказать трудно. Там, на Севере, я об этом не задумывалась, не было времени. Годы были 90-е, проблем хватало, начиная с выплаты заработной платы и заканчивая отопительным сезоном в школе, ведь он у нас длился с сентября по май. Думала о другом - как сделать свою школу лучшей и для детей, и для педагогов, и для родителей во всех аспектах: результативность, комфортность, конкурентоспособность. Коллеги могут мне возразить: а с кем конкурировать, если на территории поселка одна школа? Но мы забываем об одном, что в условиях повсеместного внедрения ЕГЭ это сделать легко. Ведь теперь на равных наши выпускники могут сдавать экзамены и продолжать свое образование в престижных вузах страны, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.

С послевоенного времени в нашем поселке базировались подводные лодки и корабли. В этом замечательном месте мы вместе с моим мужем, по профессии учителем физкультуры, оказались в 1988 году, и вскоре началась моя директорская деятельность. Мы почему-то редко говорим о том, как сложно адаптироваться учителю к новой руководящей должности, если он вырос в данном коллективе. Какие возникают психологические проблемы, связанные с новым статусом. Как правило, начинают работать директором лучшие из лучших учителей. Как учитель ты уже состоялся: у тебя есть опыт, любовь учеников, уважение родителей и коллег, ты понимаешь, что на этой должности ты многого добился. Не хочется говорить казенным языком, но без этого не обойдешься: у тебя хорошие результаты обученности, ты делишься на уровне района и области своим педагогическим опытом, даешь открытые уроки и получаешь от этого удовлетворение, так как поднимаешься по ступенькам вверх только тобой выстроенной лестницы педагогического мастерства. Но надо сказать, что если ты живешь в замкнутом пространстве (поселке, деревне, небольшом городке), тебе еще сложнее, так как о тебе знают не только как об учителе, но и о человеке, живущем со своими учениками и родителями практически одной семьей. Поэтому твой социальный человеческий статус, моральные и нравственные принципы работают на тебя или против. Находясь длительное время в этой ситуации, ты или привыкаешь к этому пристальному вниманию всех окружающих к тебе (ведь ты известная личность на данной территории), или забываешь про это.

Так начинается твоя директорская карьера, но тогда об этом ты, конечно, не думаешь, а думаешь только об одном, что в этих условиях ты должен сделать все зависящее от тебя. Для этого нужно обязательно наладить шефские связи с командованием воинских частей. Они представляют фактически единственное градообразующее предприятие. Мы разрабатываем общий план, внося туда самые значимые мероприятия, например День Победы. Святой праздник. На территории Печенгского района каждая пядь земли полита кровью наших воинов, через каждые 20 метров - памятники победителям героям-североморцам. Надо, чтобы военнослужащие и ученики помнили, в каком легендарном месте они живут и служат. Кроме этого, следует подумать о том, как вывезти детей на районные олимпиады, конкурсы, соревнования, концерты, без военнослужащих-шефов эту проблему не решить.

И начинается твой директорский день в 8 утра и длится до 12 ночи. И никакие статьи Трудового кодекса тебе не помеха, потому что занимаешься ты любимым делом, а рядом с тобой твои единомышленники - учителя. Подбор кадров - непростая и очень важная задача, с которой ты должен обязательно справиться. Если в мегаполисе практически у каждого директора есть выбор, то в условиях ограниченного пространства, Севера сделать это непросто. Ведь сначала надо решить бытовые вопросы, благо что пресловутый квартирный вопрос решается несложно. Но самые важные при приеме на работу нового сотрудника три вещи: любовь к детям - это самое главное, отличное знание своего предмета и умение передать свои знания детям, увлечь их своим предметом, организовать их учебную, а может быть, и исследовательскую деятельность.

Административная структура в поселке отсутствует, поэтому весь народ со своими проблемами идет в школу, благо что здание школы находится в центре поселка. Контингент учащихся и социальный состав родителей непростой, практически каждая семья требует пристального педагогического внимания. Теперь я убеждена: результаты работы школы напрямую зависят от того, насколько грамотно выстроены отношения всех работников - от учителя, классного руководителя, социального педагога до директора школы и родителей. Да, я согласна, что активность и заинтересованность родителей во взаимодействии со школой год от года падают, но перетянуть их на свою сторону, сделать своими союзниками можно и нужно. Для этого существует множество приемов, и это тема отдельного разговора.

Я всегда говорю, что в нашей директорской работе все сложное просто: надо сделать так, чтобы в школе всегда было тепло, светло и сытно. Другими словами: капитальные, косметические ремонты, освещение, озеленение, питание - это предмет особого внимания. Я не говорю здесь об организации физкультурно-оздоровительной работы. Так, если в школе работает знающий, умеющий, понимающий учитель физкультуры, то не только ваши ученики, но и их родители будут пропадать в школе до позднего вечера. Всем надолго запомнится спортивный праздник в декабре 2008 года, репортаж о котором прошел по телеканалу «Россия». Нашей школе повезло, у нас такой учитель был, а как повезло мне - вместе с ним мы уже 30 лет!

И еще очень важный момент: отношения с вышестоящей организацией, управлением образования. Надо выстроить свои отношения так, чтобы они были конструктивными, деловыми и партнерскими, на протяжении стольких лет с кем-то сложились личные. Как правило, там работают профессионалы, просто должностные обязанности распределены таким образом, что каждый из них отвечает за определенный участок работы. А директор отвечает за весь этот сложный школьный механизм, который должен работать без сбоев и брака, а на выпуске предъявлять государству и родителям свой продукт - Человека с определенной базой знаний, и желательно, Хорошего Человека.

Ну а теперь о настоящем. Теперь я работаю в другом месте и на другой должности. Конечно же, в школе, потому что без нее я не вижу своей дальнейшей жизни, надеюсь на то, что у меня будет еще школа и я войду в нее в качестве директора. Есть еще силы, желание, планы. Войду, посмотрю в глаза детям и сделаю все, чтобы создать все условия для их взросления.