Светлана ПОТАПОВА, пос. Африканда, Мурманская область

- Здание основной школы нашего поселка сдано в эксплуатацию в 1990 году, - рассказывает директор школы Татьяна ШЕВЧЕНКО. - Школа в отличном состоянии: светлые, просторные классы, в спортзале - стеклопакеты, оборудован компьютерный класс, школа оснащена видеонаблюдением, действует современная противопожарная сигнализация, закуплены новая сантехника, спортинвентарь, оборудована комната отдыха для детей, есть теплицы, в столовой - новое оборудование. В феврале 2009 года школа успешно прошла лицензирование, в мае 2009-го - аккредитацию...

Между тем перемены в жизни этого учебного заведения ожидаются уже с 1 сентября 2010 года. Об этом сообщил заместитель министра образования Мурманской области Сергей МЯКИШЕВ. 19 марта прошел «круглый стол» по теме «Снижение неэффективных расходов в общеобразовательных учреждениях города Полярные Зори» с участием депутатов городского совета, председателя Мурманской областной Думы, представителей школы и общественности. Реорганизация основной школы №1 в начальную позволит сохранить условия для обучения младших школьников по месту их проживания, считает министр. Прогнозируемая на 2011-2012 учебный год численность учеников 1-4-х классов составит 49 человек. Подвоз ребят 5-9-х классов на уроки в школы города Полярные Зори (расстояние составляет 15 км) будет организован одновременно двумя автобусами. Выезд из поселка Африканда - 7 часов 50 минут.

Также планируется перевод Детской школы искусств из неприспособленных помещений жилого дома в здание школы №1. Дополнительно с целью занятости детей во второй половине дня будет выделено четыре ставки педагога дополнительного образования. Таким образом, начальная школа и учреждение дополнительного образования будут объединены в социокультурный центр для школьников всех возрастов.

Елена САМОХОДСКАЯ, начальник отдела образования администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией, решение о реорганизации школы объясняет экономической необходимостью: реализуется методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ в 2009 году.

«Согласно этой методике при расчете объема неэффективных расходов в сфере общего образования применяется целевое число учеников, приходящихся на одного учителя, - 15 человек, - пояснила Елена Самоходская. - Во всех общеобразовательных учреждениях нашего муниципалитета проводится оптимизация штатных расписаний для исключения неэффективных расходов. Численность учителей в основной общеобразовательной школе поселка Африканда на 1 сентября 2010 года устанавливается в количестве 7 штатных единиц, численность прочего персонала - 4 единицы. Очевидно, что в рамках такого штатного расписания невозможно обеспечить качество образования при реализации базисного учебного плана начальной и основной ступеней общего образования».

Однако администрации, учителям и родителям учеников школы утверждения, приведенные выше, не кажутся неоспоримыми. Татьяна ШЕВЧЕНКО рассуждает иначе: «Сейчас эффективное расходование средств считают в первую очередь, но ведь приоритетом все-таки должны быть интересы детей! И если говорить о законах, то давайте вспомним о том, что в типовом положении о школе прямо сказано: «Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребности населения». Также по закону детей можно перевозить в отдаленные школы на расстояние, не превышающее 15 километров. Между тем если учесть, что вместе с нашими детьми в школы города Полярные Зори будут перевозить детей из поселка Африканда 1, расположенного от нас в 4 километрах, то допустимое расстояние будет превышено. Наша школа потихоньку умирает. Два года назад ее реорганизовали из средней в основную. Это еще было обоснованно. Так как старшеклассникам было необходимо профильное обучение. Теперь школу хотят сделать начальной. А потом школы в поселке вообще не будет? В случае реорганизации под угрозой закрытия окажется и другое учебное заведение, расположенное в нашем поселке, - школа искусств. До трех часов наши ребята будут в городе. Две поездки на дальнее расстояние выдержать тяжело. Многие наверняка бросят занятия в школе искусств. Планируемый перевод ее в здание нашей школы на третий этаж - создание так называемого социокультурного центра - также вызывает недоумение. Если на третьем этаже будут заниматься музыкой и танцами, как могут полноценно проходить занятия в классах начальной школы на втором и первом этажах? Между тем денежные средства на звукоизоляцию стен и полов, насколько нам известно, выделяться не будут. Сейчас в нашей школе работают 24 учителя. После реорганизации останутся 4 преподавателя начальной школы, один воспитатель группы продленного дня, неполную нагрузку будут иметь социальный педагог, психолог, учитель физкультуры и преподаватель английского языка. И все-таки в этой ситуации самым важным я бы назвала не проблему безработицы педагогов, а вопрос здоровья детей. Здесь дело не только в естественной усталости от ежедневных дальних поездок. На уроки в нашей школе ученики согласно северным СанПиНам в период со 2 декабря по 1 марта приходили к 9.00 или 9.30 утра. Такие нормы установлены для того, чтобы дети высыпались в период полярной ночи. Теперь, чтобы успеть на школьный автобус, ребятам нужно будет вставать в 6-7 часов утра».

Евгения ЛИСЯНСКАЯ, преподаватель химии, дополняет коллегу: «Наши дети - особенные, это дети маленького поселка. Местная школа брала на себя роль второй семьи для многих из них. При перевозке детей в город родители из так называемых социально неблагополучных семей могут «проспать» и ребенок не поедет в школу вовсе. Преподавателям городских школ трудно будет встречаться с родителями наших ребят. Не ехать же за свой счет в поселок. Кроме того, в поселке есть два ребенка, которые находятся на домашнем обучении, - как быть с ними? Вопросов много... Наша школа - центр общественной жизни поселка, ведь из 1900 его жителей 400 детей. В поселке - школа искусств, Дом культуры, больница, почта, филиал Сбербанка, предприятие по изготовлению гравия, несколько магазинов, водоканал, электрокотельная. Есть перспектива развития поселка: до 2020 года должны построить второй блок Кольской атомной электростанции. Вывод напрашивается сам собой: мы имеем право на существование и жизнь поселка напрямую зависит от школы».

Председатель родительского комитета школы Наталья ШАТУХИНА рассказывает о тревогах родителей: «Особое опасение вызывает предполагаемая перевозка наших детей. В условиях Крайнего Севера, особенно зимой, ежедневные поездки на большие расстояния небезопасны. Нам предлагают два автобуса по 45 мест. При этом будут перевозиться 93 ученика плюс два сопровождающих. В автобусе стоять нельзя. Элементарный арифметический расчет показывает, что 95 человек в предложенные два автобуса не поместятся. А если в будущем детей станет больше? Автобусы будут выгружать детей и забирать их после уроков на городской площади, где нет крытой остановки. В плохую погоду детям негде будет спрятаться от дождя и снега, а тем ребятам, которых распределят в школу №4, надо будет на пути в школу переходить дорогу в месте, где нет светофора...»

Родители, учителя, жители поселка хотят отстоять свою школу, тем более что есть тенденция повышение рождаемости в поселке.

Если кипят в северных характерах «африкандские» страсти, если родители учеников заявляют даже о намерении перекрыть в знак протеста федеральную трассу, значит, жителям поселка школа действительно очень нужна! Разве это не веская причина для того, чтобы учителям, родителям и представителям власти собраться вместе и конструктивно обсудить, как можно использовать материальную базу школы, ее ресурсы, чтобы сохранить ее для будущих поколений?