Комментарий «УГ»

Тамара ФЕДОРОВА, начальник Управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан:

- Республиканский конкурс «Лучшая школа Татарстана-2009» объединяет три традиционных конкурса: «Красивая школа», «Школа - территория здоровья» и «Лучший директор образовательного учреждения». В нем приняли участие 112 учреждений образования республики, определены 47 финалистов, многие из которых стали победителями в различных номинациях. Конкурсный отбор проводится поэтапно. Каждый муниципалитет отбирает участников согласно квоте. Заявок год от года становится все больше, и это говорит о том, что цель конкурса - выявление наиболее творчески работающих коллективов, распространение передового опыта и стимулирование педагогов на поиск новых форм работы с детьми - достигается.

В этом году звания абсолютного победителя «Лучшей школы Татарстана-2009» удостоена казанская гимназия №6. Это школа современных технологий, авторских программ и прогрессивных методик. Кстати, первым казанским школьником, победившим во всероссийской интеллектуальной игре «Умники и умницы», стал ученик 6-й гимназии, не говоря уже о юных шахматистах, которые становились чемпионами Европы и мира.

Вера КОСТРОВА, Казань

- Мы не сразу стали победителями, хотя начали участвовать в конкурсе на лучшую школу республики, как только он был объявлен - с 2003 года каждый год подавали заявки, - уточняет Ольга Николаевна. - Были призерами, лауреатами, победителями в разных номинациях, то есть каждый год делали шаги к своей главной победе. Мы представляли свои достижения и разработки в каждом из конкурсных направлений: и как инновационная школа, и как школа, реализующая систему дополнительного образования, и как школа, внедряющая здоровьесберегающие технологии.

- Ольга Николаевна, что заставляло вас участвовать в конкурсах, да еще ежегодно, ведь это хлопотно, дополнительная нагрузка на коллектив?

- Любой конкурс - стимул к развитию. Мы концентрируемся на определенной проблеме, предлагаем свой проект, программу развития, рассчитанную на перспективу. А конкурс показывает, насколько этот проект заслуживает внимания, насколько он актуален. В материалах, которые мы представляли на заочный тур конкурса, отражался инновационный потенциал школы, результативность образования, то есть участие в международных олимпиадах и программах, в семинарах республиканского уровня. Комиссия, изучавшая документы, выезжала в нашу гимназию, чтобы лично убедиться в том, что представленная информация соответствует действительности. Шла сверка результативности ЕГЭ, олимпиад, международных конкурсов, проверялось все досконально.

Финалистами этого года стали восемь школ, успешно прошедших заочный тур. Они участвовали в очном творческом конкурсе. Каждую представляла команда. В нее входили директор, учитель, ученик, представитель СМИ и представитель родительского комитета или попечительского совета. Мы постарались привлечь людей, болеющих за гимназию всей душой, которые могли бы наилучшим образом показать наши плюсы во время небольшой презентации. Она, конечно, прибавила нам баллов, но, по-моему, больше всего очков мы набрали во время пресс-конференции, которая проводилась с участниками презентации.

Кстати, параллельно с конкурсом на лучшую школу проходил конкурс «Лучший директор школы Татарстана». На мой взгляд, если школа идет на участие в конкурсе, то и директор должен. Я заняла второе место.

- Какое направление, на ваш взгляд, наиболее развито в гимназии?

- Система дополнительного образования - мы приобщаем детей к творчеству. Надо сказать, что гимназия изначально создавалась как школа полного дня, и дополнительное образование для нас не менее важно, чем основное. На базе гимназии работает музыкальная школа, филиал школы художественной гимнастики «Приволжанка», школа айкидо, кружок любителей истории и археологии. Особое место занимают шахматы. В 2006-м, 2007-м и 2008 годах наши дети становились победителями всероссийских и международных шахматных турниров. Шахматный кружок ведут наши педагоги. Сейчас к ним присоединились и выпускники (кстати, среди них есть гроссмейстер международного уровня и четыре мастера спорта). В прошлом году мы ввели шахматный всеобуч. Дети

1 и 2-х классов, посещающие группу продленного дня (а таких у нас большинство), учатся играть в шахматы, поскольку это занятие развивает логику мышления.

Огромное место в системе дополнительного образования занимает школьный театр. Это наша гордость, и о нем я должна сказать особо. Театр объединяет педагогов и детей. Есть театр школьников (кстати, совсем недавно он получил специальный приз мэра Казани за участие в межшкольном конкурсе «Большая перемена»), есть театр учителей (тоже неоднократный дипломант конкурсов разного уровня), есть школьный «Театр здоровья», регулярно занимающий призовые места в республиканских конкурсах.

- Видимо, то, что многие ваши педагоги и ученики не боятся сцены и имеют опыт публичных выступлений, помогло вам добиться победы?

- Безусловно. В нашей школе театр пронизывает все. Для тех, кто не смог себя реализовать в художественном творчестве, гимнастике, музыке, театр - отличный шанс самореализоваться. Кроме того, мы воспринимаем театр как сообщество взрослых и детей, в котором каждый, играя разные роли, примеряя на себя определенные маски, учится общаться. Через театр идет приобщение к здоровому образу жизни, мы ставим много спектаклей на эту тему. Театром живет весь коллектив гимназии.

- Есть ли у вас платные услуги дополнительного образования?

- Из всего, что я перечислила, платная только секция айкидо. Им занимаются в зале, который мы сдали в аренду. Сдали, хочу уточнить, без ущерба для занятий физкультурой, поскольку это пятый зал. Четыре зала остались в нашем распоряжении. Музыкальная школа берет плату за обучение по государственным расценкам так же, как и все остальные музыкальные школы России.

- Как получилось, что под крышей вашей гимназии оказалось так много интересных кружков, секций и студий? С чего все начиналось?

- Все начиналось с кадров, которые, как известно, решают все. Когда гимназия открывалась в 1991 году, наш первый директор отбирал педагогов по конкурсу. Я тоже поступила по конкурсу. По образованию я учитель французского языка, но всегда увлекалась рисованием. Это мне помогло. Весь наш коллектив состоял из педагогов, поющих, танцующих, рисующих, артистичных, играющих на инструментах. Кстати, сегодня у нас работает много учителей того самого «первого призыва».

Конечно, неправильно было бы говорить, что наша гимназия занимается только художественно-эстетическим воспитанием. В школе все переплетается, все взаимосвязано. Когда была объявлена республиканская программа «Образование и здоровье школьников», мы поняли, что это как раз то, во что мы плавно входим, потому что изначально в школе полного дня во главу угла ставилось здоровье учеников. Уже до появления этой программы мы работали над рациональным питанием гимназистов и над тем, как сделать полноценным их досуг. У нас четыре спортзала - стали искать тренеров. Когда мы включились в республиканскую программу «Образование и здоровье школьников», все студии, все секции, все педагоги объединились: внеклассная работа стала иметь одну общую цель - здоровье ребенка. Не могу не сказать о нашем медицинском блоке. Сегодня он такой, каким я его представляла в самых радужных мечтах. Оборудован в соответствии с самыми высокими требованиями: стоматологический кабинет, кабинет для приема и осмотров, процедурный. У нас постоянно работают педиатр и медсестра.

Чтобы понять, как учеба влияет на здоровье, мы обследовали всех учеников по основным показателям. Сравнивали показатели при поступлении в гимназию и в процессе учебы - изучали динамику изменений. Началось сотрудничество с медицинским университетом, с родителями-медработниками, медиками-выпускниками. Вот буквально недавно было заседание родительского комитета, на котором мы приняли решение об обследовании педагогов гинекологами - это инициатива выпускников. Для педагогов оно будет бесплатным.

- Ольга Николаевна, как вам удается все это организовать?

- В какой-то мере помогают внебюджетные средства, которые зарабатывает школа, оказывая платные услуги. Например, мы готовим будущих первоклассников. Но в основном стараюсь изыскивать внутренние возможности - привлекаю выпускников, и они охотно откликаются. Но ведь чтобы они помогали школе, чтобы была отдача, нужно их воспитать. Если мы все делаем для того, чтобы детям было у нас хорошо, чтобы они помнили о школе, то и сами они хотят сюда вернуться, пусть в другом качестве. Вот, к примеру, научное общество учащихся. Секцию археологии ведут наши выпускники. Один из них уже кандидат исторических наук, ему помогает наша выпускница - студентка третьего курса. Занимаются они совершенно бесплатно. Летом выезжают с нашими детьми на поисковые работы - экспедиций было множество, были и ценные исторические находки. В течение учебного года обрабатывают материал, ведут научные исследования, пишут работы. Выступают с ними на научно-практических конференциях. В нашей гимназии создан археологический музей истории Татарстана, он зарегистрирован в республиканской Академии наук.

У нас есть школьная бизнес-компания, которую тоже создали наши выпускники, студенты 4-го курса экономического факультета. Готовят наших детей к участию в фестивалях через общественную организацию «Достижения молодых». Эта работа уже дает результаты - ребята создают свои бизнес-проекты. Девочки-гимнастки, призеры международных соревнований, тренируют младших девочек. То есть мы сами себя обеспечиваем педагогами, талантливыми, активными и любящими школу.

- А идеи? Откуда вы их черпаете?

- Конечно, главный генератор идей - руководитель. Вот сейчас у меня новая идея появилась, и я уже продумываю в деталях, как ее реализовать. Микрорайон у нас густонаселенный, все дома многоэтажные. Современные спортивные клубы потихоньку появляются, но они не всем по карману. Есть и более демократичные, но расположенные далековато. Поэтому мне пришла в голову мысль создать на базе гимназии семейный спортивный клуб. Чтобы свободное время не только дети, но и родители могли проводить у нас. Кто-то играет в волейбол, кто-то - в теннис, кто-то занимается на тренажерах. Мама может пойти и посмотреть, как ее дочь тренируется в гимнастическом зале. Хочу, чтобы в вечернее время в клубе всегда были психолог и медик, которые бы родителей консультировали по всем вопросам. Есть и еще одна задумка, о которой хочу рассказать. У нас в гимназии работает пресс-центр. Мы регулярно издаем гимназическую газету, каждый класс имеет свою, классную. Я подумала, что современным детям была бы интересна школьная телестудия, тем более нам готовы помочь наши выпускники, работающие на телевидении. Я уже приценилась к оборудованию. Думаю, что скоро мы эту идею осуществим.