Светлана РУДЕНКО

Открыл его руководитель группы, заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина:

- Разговоры о непатриотичности нашей молодежи во многом преувеличены, однако мы должны понимать, что формирование гражданской позиции молодого россиянина, уважение его к стране, в которой он живет, во многом определяются системой исторического образования, в первую очередь школьного.

Главным вопросом заседания стало обсуждение того, как изменятся структура исторического образования, подготовка учительских кадров, экспертиза учебников и ЕГЭ по истории в контексте нового государственного стандарта общего образования.

- Основные изменения произойдут в старшей школе, - отметил зав. кафедрой истории Московского педагогического госуниверситета Александр Данилов. - Изучение истории вместо двухуровневого станет трехуровневым. Помимо базового и профильного курса появится еще и интегрированный в виде нового предмета «Россия в мире». Этот курс будет инвариантным, то есть обязательным для всех. На профильном уровне школьники станут рассматривать разные точки зрения на те или иные исторические процессы и писать самостоятельные исследовательские работы.

Александр Анатольевич также отметил, что в 9-м классе из-за сокращения часов на одну треть многие темы изучались схематично, поэтому сейчас принято решение о возвращении того количества часов на изучение истории, которое было ранее. Александр Данилов сообщил о важных изменениях, которые произойдут в итоговой аттестации школьников. Будет обязательным экзамен по истории в 9-м классе, а также по интегрированному курсу «Россия в мире». Александр Анатольевич сделал особый акцент на подготовку учителей истории:

- Если не изменить подход к обучению и переподготовке педагогов, то вряд ли мы сможем реализовать все наши начинания. Поэтому сейчас будут поддерживаться те вузы, в которых обучают учителей с учетом всех новейших методик и технологий, включая компьютерные.

Кроме того, на заседании говорилось о необходимости оценивать не один конкретный учебник, а концептуально всю линию, причем Александр Данилов высказал мнение, что необходимо ограничить число действующих учебников 3-5 линиями.

Члены рабочей группы высказали предложение о создании учебного пособия «Герои российской истории».

- Мы должны развивать в наших школьниках не только критическое мышление, - убежден Александр Данилов. - Иначе вновь столкнемся с явлением нигилизма, которое во многом способствовало кризису Российской империи.

В завершение заседания выступила заместитель директора Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России Светлана Тетерина, которая сообщила о том, что в сентябре планируется проведение Всероссийской конференции учителей истории, а также будет объявлен Всероссийский конкурс на лучшее оформление школьных кабинетов-музеев.

Продолжение темы - в следующих номерах «УГ»