Начну, пожалуй, с главного - учебник Ю.А.Быкадорова «Информатика и ИКТ», созданный для 8 и 9 классов, полностью соответствует (а это очень важно!) Стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ.

Прежде всего в учебнике мне сразу понравилось то, что на протяжении всего изложения материала решения поставленных задач оформляются в виде алгоритмов. В начале курса это носит пропедевтический характер, готовит школьников к более легкому восприятию алгоритмов в 9 классе, а затем входит в «добрую привычку» информатика. Алгоритмический стиль изложения подготавливает к адекватному восприятию основных алгоритмических структур в дальнейшем.

Сегодня всем хорошо ясно, что, приступая к изучению данного предмета, многие школьники (их большинство!) и сами уже умеют «кое-что» делать на компьютере. Правда, в подавляющем большинстве эти умения направлены на использование готового ППО для развлечений. Но есть и другая категория учащихся - те, кто совсем не знаком или очень слабо знаком с компьютером. В учебнике с самого начала используются неизбитые примеры применения ППО. Например, совместное использование программ «Блокнот» и «Калькулятор», набор формул в тексте, использование текста учебника как образца для объяснения приемов работы в редакторе, построение графиков функций и т. д. Таким образом, работать по данному учебнику будет интересно разным категориям школьников.

И здесь хотелось бы отметить, что даже при изложении сухого теоретического материала автор постоянно находит возможность обращаться к компьютеру. Например, при изучении систем счисления используется программа «Калькулятор»; вручную подсчитывается объем информации в известном файле, а затем делается контрольная проверка в «Проводнике»; для устранения рутинной работы часто готовый файл загружается с прилагаемого диска и над ним выполняются требуемые действия и т. д.

В учебнике много интересных приемов по установлению логических связей между дидактическими единицами ГОС, обоснования необходимости изучения нового материала. Например, технические особенности построения центрального процессора позволяют обрабатывать только двоичные коды. Следовательно, всю информацию надо кодировать. А значит, надо уметь переводить числа в двоичную и другие системы. Методы кодирования текста и графики требуют больших объемов информации, следовательно, нужны алгоритмы архивации и программы-архиваторы. Таким образом, в учебнике после постановки задачи обсуждаются средства ее реализации, вызывающие к жизни новые задачи и т. д.

Что касается теоретических тем, то они удачно чередуются с практическими. Учитель имеет возможность иногда менять порядок изложения материала. Сам же учебник является наглядной демонстрацией приемов работы с текстом, документом, графикой, которые излагаются в нем.

Хочется отметить концентризм изложения материала, пропедевтику многих сложных тем. Например, главы 1 и 2 в 8 классе в сжатой элементарной форме содержат основные положения всего курса; в 8 классе в 3-й главе при работе с графикой ненавязчиво отрабатываются будущие алгоритмы; введение понятия языка HTML в конце 8 класса и выполнение упражнений по распознаванию тегов способствует лучшему, обоснованному восприятию конструкций языка, на котором школьники будут в 9 классе реализовывать основные алгоритмические структуры, - языка сценариев JavaScript; понимание построения доменных имен способствует в дальнейшем усвоению правила формирования полного имени свойства объекта и т. д. Автор учебника очень хорошо чувствует психологию восприятия учебного материала и процесса обучения, прекрасно понимая, что нет толку теоретизировать и заучивать правила и положения до практической работы над задачей, лучше подвести итог и сделать обобщение, после того как задача прошла через руки, сердце и голову. Например, понятие о технологии программирования в 9 классе дается намного позже первых программ: в этом случае все пункты алгоритма создания программы не будут пустым звуком для школьника.

Особый разговор о языке сценариев JavaScript. Меня всегда занимал вопрос: как сделать изучение алгоритмов и алгоритмического языка высокого уровня интересным? Обычно рассматривается альтернатива: бейсик или паскаль. Или что-то аналогично грустное с результатом выполнения программы на унылом черном экране. В бейсике хоть можно быстро к графике перейти и разнообразить задачи, развлечь школьника. Но чтобы добраться до графики в паскале, надо подключать графический модуль, открывать-закрывать специальный файл. Все это можно, конечно, достаточно быстро и не вдаваясь в подробности преодолеть. Но результат остается только на экране пользователя, о нем никто не знает... А тут исполнителем алгоритма является «сам» Internet Explorer! И кажется, что теперь о результате знает весь мир, ведь IE - окно, через которое школьники привыкли общаться с миром. А для установки редактора текстов программ - текстового редактора Notepad++ - потребовались ранее приобретенные навыки: скачать свободно распространяемое ПО (предварительно обнаружив удобный сайт), проинсталлировать, запустить, настроить. Далее в замечаниях 9-10 речь пойдет о положительных сторонах использования JavaScript. А отрицательных я лично не вижу.

Построение графических изображений при изучении алгоритмических структур позволяет сделать работу алгоритма наглядной, осязаемой. Поэтому рассмотрение исполнителя «Фломастер» оправданно. С графикой можно проводить удивительные эксперименты, легко анализируя результат.

Очень понравилось изложение универсального метода - метода постоянных приращений и графических экспериментов с ним. Здесь школьники, освоив общий метод, применяют его в частных случаях. И вообще освоение основных алгоритмических конструкций и принципов программирования идет с использованием самого надежного вида памяти - зрительной памяти, через рисунки и эксперименты с изображениями. Чувствуется большой опыт автора в преподавании ИКТ; он знает, за какие струнки дергать; предугадывает мысли и чаяния 14-15-летних школьников: «Раз IE исполняет наши алгоритмы, так ведь мы и сайт написать можем!»

Изложение всего материала учебника носит развивающий характер, а система упражнений очень хорошо продумана. Наряду с обычными имеются задания повышенной сложности, но они и наиболее интересные. Так что можно организовать изучение материала на базовом и углубленном уровнях. Да и самого материала для дифференцированного обучения вполне достаточно. К примеру, с основной массой школьников совсем не обязательно изучать динамические структуры, материал по компьютерному дизайну (компьютерную модель размещения), графики параметрически заданных функций и т. д.

В учебнике хорошо отработаны и межпредметные связи: моделирование механических процессов, построение чертежей с выполнением требований ГОСТа, построение графиков функций, решение оптимизационных задач и т. д. Компьютер становится помощником и другом ученика в решении сложных задач, а ученик, сам того не подозревая, осваивает численно-аналитические методы.

Хочется особенно отметить и высокое качество полиграфии.

Данный учебник настолько самодостаточный, что, как мне кажется, не требует никакого методического руководства: учитель должен понимать автора, творчески развивать предложенные подходы.

На вопрос, хотела бы я работать по этому учебнику, даю утвердительный ответ и рекомендую коллегам.