Михаил ПАВЛОВЕЦ, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы и методики Московского гуманитарного педагогического института, член жюри Всероссийской олимпиады по русскому языку для старшеклассников.

Было принято решение дать слово всем, но предложить прочитать лишь по одному стихотворению или же фрагменту поэмы, причем право отбирать тексты для публичного исполнения оставили за собой члены жюри.

Результат превзошел осторожные ожидания организаторов турнира. Удалось отобрать действительно ориентированные на устное исполнение тексты, а атмосфера поэтического праздника была создана первыми же выступающими. Даже слабые с эстетической точки зрения стихотворения в авторском исполнении приобретали недостающую им законченность: юные стихотворцы в основном умело интонировали, голосом подчеркивая самые важные или удачные строки, причем откровенные провалы вкуса или стихотворной техники уже не казались столь откровенными. Два часа пролетели незаметно. Зал активно реагировал на происходящее, аплодисментами встречая каждое выступление, не щадил ладоней в тех случаях, когда какое-то исполнение особенно тронуло. Параллельно шло голосование: можно было отметить любое количество понравившихся поэтов (им в зачет шел 1 балл), но одного среди них надо было выделить как лучшего (им засчитывалось 3 балла). Поразительным образом симпатии зрителей в основном совпали с мнением жюри.

По-настоящему огорчил в целом не очень высокий уровень поэтической техники начинающих авторов. Из 91 предложенного на турнир стихотворения больше половины - 51 - были написаны ямбом либо амфибрахием - самыми расхожими размерами отечественной поэзии! Но беда даже не в этом. Подавляющее большинство отклонений от тривиальной силлаботоники показало неумение авторов справиться даже с такой давно и прочно освоенной стихотворной формой. Причем по понятным причинам наиболее беспомощными в эстетическом смысле были творения, несущие на себе следы внешнего заказа (например, написанные к праздничной дате) или откровенно нравоучительно-ригористические, то есть формульные, лишенные напрочь живых интонаций молодого, еще ломающегося голоса. Поэтому отдельные случаи удачной встречи поэтической темы с поэтической формой казались на общем фоне драгоценными находками. Видно было и то, что молодые поэты порою не удовлетворяются расхожими формами: обращаются к лесенке, акцентному стиху, разнообразят рифмовку, прибегают к верлибру или, напротив, к твердым жанровым формам - сонету, хокку, даже брахиколону:

Боль... Срыв...

Нет сил...

Встал... Смог!

Спас Бог!

Сил дал -

Приз взял.

Долг, честь,

Жизнь - есть!!

(Из «Посвящения паралимпийской сборной России»)

Борис Ложкин, 10-й класс, Астрахань, II место на «Турнире поэтов»

За многими произведениями, представленными на суд жюри, не ощущалось глубокой стиховой культуры. Если начинающих поэтов делить на условных эпигонов (приходящих в поэзию через преодоление влияния какой-то крупной поэтической фигуры или направления) и графоманов (пишущих «нутром», без оглядки на конкретную традицию), то практически все выступающие принадлежали ко второй группе. Лишь иногда у отдельных представителей проскакивали пушкинские, фетовские, блоковские интонации. Зато чувствовалось давление на поэзию современной песенной культуры - как эстрадной песни, так и, к примеру, рэпа.

Много информации -

Нужной или кажется?

Что, так жить не нравится?

Поздно уже каяться.

Скоро мир удавится.

(«Хочешь жить, как все...»)

Наталья Нарушева, 10-й класс, Нижний Новгород

Тематически поэзия олимпийцев тоже не особенно разнообразна: преобладают темы любви, одиночества, эскапизма, сочувствия к «малым сим», пейзажно-медитативная лирика. Интересно стремление выразить в стихах свои переживания от прочтения какой-то книги или встречи с чем-то значительным.

Подростки пишут стихи - этот факт способен вызвать умиление, но не удивление. Невысокая поэтическая культура - дело поправимое, а Интернет открывает неограниченный доступ не только к ресурсам сомнительного свойства, но и к высоким образцам как классической, так и современной поэзии. Лишь бы учителя, натаскивая старшеклассников на ЕГЭ и давая определения поэтических размеров, не забывали объяснять, что между ямбом и хореем отличие может быть не только ритмическое, но и смысловое, а метафора - это не просто «средство художественной выразительности», а ход мысли поэта, за которым так увлекательно бывает следовать.