Ольга СЕВЕРИНА, учитель обществознания, Волгоград

Характеристика взаимного обучения:

а) это специальная форма организации познавательной беседы;

б) обучение имеет конкретные и прогнозируемые цели;

в) главная цель - создание комфортных условий обучения, когда ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Суть интерактивного обучения - учебный процесс организуется таким образом, чтобы все ученики были вовлечены в процесс познания.

Ученики имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность подростков в процессе познания означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактив предполагает создание на уроке атмосферы особой доброжелательности и взаимной поддержки. Он исключает доминирование как одного выступающего, так и другого мнения над другими.

В ходе интерактивного обучения ребята привыкают критически мыслить, анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные суждения, участвовать в дискуссии.

При интерактивном обучении проводятся индивидуальная работа, парная работа, а также групповая.

При этом применяются исследовательская проектная работа, ролевые игры, работа с документами, с разными источниками информации, выполняются творческие задания.

Формы интерактивного обучения: «большой круг», «вертушка», «аквариум», мозговой штурм, дебаты.

Эти формы активны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроке или в жизни. Обсуждаемые темы не должны быть узкими или закрытыми.

При разговоре о правовых аспектах предметом группового обсуждения может стать, например, спорная законодательная норма (альтернативная служба: миф или реальность).

С учениками 5-6-х классов уместно начинать с наиболее простых форм групповой работы: «вертушка», «большой круг», «аквариум».

«Большой круг» - наиболее простая форма.

1-й этап: группа рассаживается на стульях по кругу; учитель предлагает проблему.

2-й этап: в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик самостоятельно, индивидуально на своем листе записывает предлагаемые способы решения проблемы.

3-й этап: по кругу каждый зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает и проводит голосование по каждому пункту.

Прием «большого круга» применяют в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса.

«Аквариум» - форма диалога, когда ученики обсуждают проблему перед лицом общественности. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести диалог по проблеме.