Егор ВАСИЛЬЕВ-БУРЗУЙ, профессор, доктор педагогических наук, Чебоксары

Когда закончилась война, он стал работать в школе. «Любить детей - значит любить будущее своей Отчизны», - часто повторял он.

В чем видел Мешаков смысл своей деятельности? Он хотел воспитать ребят патриотами Отчизны, готовыми на труд и на подвиги. О чем бы ни рассказывал Илья Григорьевич на уроках истории, он старался пробудить у ребят стремление быть полезными людям, стране.

Никто так не отвечает за формирование мировоззрения у ребят, как учитель, считал директор Мешаков. Потому он должен быть не регистратором фактов и сторонним наблюдателем, а патриотом Родины. Только тогда его слово будет иметь вес.

Все, о чем говорил бывший фронтовик, учителя и ученики воспринимали по-особому, потому что видели, как активен был их директор в общественной жизни, знали, что ему до всего было дело, все его касалось. Для педагогического коллектива своей Ярабайкасинской средней школы Моргаушского района он был добрым наставником. От его взгляда не ускользало то, с каким настроением пришел учитель в школу, что его волнует или радует. Он всегда поддерживал добрые начинания своих коллег, часто сам бывал инициатором многих интересных дел.

Сегодня у входа в школу висит мемориальная мраморная доска, где сказано, что здесь работал директором школы Герой Советского Союза. В коридорах школы - стенды с фотографиями бывших воспитанников школы - фронтовиков.

Так, воспитанник школы, моряк, участник Великой Отечественной войны Меркурий Константинович Енисеев долгие годы работал проректором Чувашского педагогического института, ныне работает заведующим кафедрой педагогики. А жизнь директора школы Героя войны Ильи Григорьевича Мешакова стала примером служения Отчизне.