Елена ЗАЧЕСОВА, зав. сектором научно-методического обеспечения взаимодействия системы профессионального образования и общественно-профессиональных объединений Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования

Новые участники конкурса тоже выступают сплоченными коллективами: Алтайский государственный колледж представляют трое преподавателей, столько же - Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж и еще столько же - Томь-Усинский горноэнерготранспортный колледж (город Мыски Кемеровской области) и его новокузнецкий филиал. Однако образовательным учреждениям совершенно не обязательно соревноваться в численности участников и присланных работ, поскольку качество методических разработок не всегда пропорционально их количеству.

Хотелось, чтобы оформлению уделялось больше внимания, поскольку не всегда указаны номинации конкурсных работ, полные имя и отчество или место работы автора. Конечно, во всем можно найти плюс - разыскивая эти сведения, я посещала сайты образовательных учреждений и с большим интересом знакомилась с жизнью колледжей, техникумов и профессиональных лицеев.

Приятно видеть, как широко распространились образовательные технологии. Наталья Николаевна Киселева из Омского государственного колледжа управления и профессиональных технологий в проекте «Центр оценки компетенций студента» важное место отвела портфолио. Эту же технологию применяет Юлия Владимировна Зимина из Новокузнецкого экономико-отраслевого колледжа, а ее тезка из Барнаула - Юлия Владимировна Зайцева - использует элементы технологии РКМЧП.

Однако самое удачное практическое применение образовательной технологии нашли в Киземской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Тамара Григорьевна Копылова и Валентина Борисовна Исакова прислали на конкурс авторскую программу «Вязание» для 4-9-х классов специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида. Метод проектов в своем классическом виде как нельзя лучше способствует формированию специальной коррекционно-образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель - трудовая адаптация, подготовка учеников к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности в современных социально-экономических условиях. При этом решаются задачи социально-бытовой адаптации детей с недостатком интеллекта. Ученики в школьных мастерских выполняют реальные заказы и получают вознаграждение за свой труд: за 5 лет они заработали 62108 рублей. Этих денег хватает не только на приобретение оборудования и материалов, но и на зарплату воспитанникам.

Тесно связана с будущей профессиональной деятельностью и программа социально-психологической предпрофильной подготовки учащихся, представленная педагогами Яровского детского дома (Алтайский край). Ирина Викторовна Шумейко и Наталья Владимировна Захарюта комплексно подошли к решению сложной психолого-педагогической проблемы выбора жизненного пути. Ценность предлагаемой модульной программы в том, что она может быть использована для профориентации учащихся старших классов как целиком, так и поэлементно. Кроме того, в ней широко применяются активные и интерактивные формы организации и проведения занятий.

Каждый год на конкурс «Сто друзей» приходят сотни работ со всей страны, и среди них все больше писем от преподавателей из сферы профессионального образования. Надеюсь, эта положительная тенденция не только сохранится, но и усилится. Хотелось бы увидеть среди работ, присланных на следующий конкурс «Сто друзей», методические материалы, посвященные внедрению нового поколения Федеральных образовательных стандартов профессионального образования. Всем преподавателям системы начального и среднего профессионального образования желаю: «Ни пуха, ни пера!» И приглашаю принять участие в нашем состязании.