Комментарий «УГ»

Ирина ПУХОВА, ведущий советник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки Республики Татарстан:

- Проектная деятельность во всем мире признана весьма эффективной, поскольку подразумевает не эпизодические акции и разовые мероприятия, а регулярную и постоянную целенаправленную работу. Так, например, антинаркотический проект, стартовавший в Республике Татарстан в 2008 году, рассчитан на 10 лет, то есть на целое поколение. Он реализуется не только в образовательных учреждениях, но и в дошкольных, потому что антинаркотическая «прививка» делается в самые ранние годы и в первую очередь в семье.

Главную ставку мы делаем на работу с родителями. Наша задача в том, чтобы они поняли, как много от них зависит, и приложили максимум усилий к тому, чтобы ребенок определил настоящие ценности в жизни.

Самое главное - добиться, чтобы все мероприятия любого реализующегося проекта проходили неформально и были ориентированы на результат, а не на отчетность.

- Сегодня на территории района реализуется порядка 10 проектов разных направлений: патриотического, экологического, антинаркотического, но все они в той или иной степени содержат образовательный компонент, без него не обойтись. Инициатором проектной деятельности была Лейла Ринатовна Фазлеева, заместитель главы администрации Советского района, курирующая вопросы культуры, образования и социальной защиты. Она стала управляющей проектов. Результат проектной деятельности всегда видимый, ощущаемый. Все жители района оценили это, поскольку каждая семья так или иначе задействована в общем деле через детей, внуков. В этом есть объединяющий, консолидирующий момент, и он важен. Есть примеры, когда наш район выступал инициатором проектов и к нам подключались другие районы и даже города. Так было с проектом «Вахта памяти».

- Венера Нурмыхаметовна, а как директора и педагоги относятся к подобной деятельности? Ведь это дополнительная нагрузка в какой-то мере. Вы их как-то убеждаете?

- Да, разумеется, первоначально мы собирали всех руководителей учреждений и проводили разъяснительную работу в школе молодого директора.

- Расскажите подробнее об этой школе. Как она работает?

- Процент молодых или начинающих директоров у нас большой, около половины. Учеба в школе проходит 2 раза в месяц: рассказываем о новых нормативно-правовых документах, о новых проектах. В районном методическом кабинете опытные директора работают с молодыми коллегами. А директора автономных образовательных учреждений проводят консультации, связанные с переходом в новый статус.

- А что дает автономия?

- Учреждение финансируется за счет бюджета и дополнительных средств, которые само зарабатывает, оказывая платные услуги. Все эти деньги идут не куда-то, а остаются в учреждении. Умело и грамотно распределяя их, можно существенно улучшить материальную базу или повысить зарплату учителям.

- Какие платные услуги может оказывать образовательное учреждение?

- Ну, например, садик вместе с женской консультацией могут готовить семейные пары к будущему материнству и отцовству, учреждения среднего образования вместе с дошкольными могут организовать школы для родителей будущих первоклассников и т. д. Здесь не обойтись без взаимодействия структур.

Сегодня можно говорить о тенденциях: в нашем районе, опять же в рамках реализации проектов, намечается взаимодействие медицинских и образовательных учреждений. В этом году будет реализован проект «Здоровье учителя». В Советском районе открылся центр здоровья, который всем учителям будет оказывать профилактическую медицинскую помощь. Учреждения здравоохранения выступили с инициативой проведения маммологического обследования для женщин - работников образования.

В рамках Года учителя мы хотели бы осуществить проект «Педагогическая слава района». Будет создан музей истории образования района, отмечены выдающиеся деятели образования, победители конкурсов профессионального мастерства и учителя-ветераны.

Проектный принцип поднял уровень учебных заведений, повысил активность и школьников, и студентов, и педагогов. Даже промышленные предприятия выступают с инициативами - открывают у себя театры, самодеятельные коллективы, школы - значит, они стремятся идти рядом с образованием. Все это разнообразит жизнь людей, наполняет ее смыслом.

Наш район стал инициатором двух экспериментов. Первый связан с ЕГЭ. Мы создали на базе нашего района центр ЕГЭ для учеников 9-х классов, который помогает заранее подготовиться к экзаменам педагогам, ученикам и родителям. Второй эксперимент связан с тестированием учителей по темам ЕГЭ. Вначале, когда мы только заявили об эксперименте, это вызвало очень большое сопротивление со стороны педагогического сообщества и общественности, хотя учителя могли отказаться от участия в нем: это было делом добровольным, а не обязательным. Но когда тестирование прошло и учителя увидели, что у большинства очень хорошие результаты, педагоги согласились с тем, что такое тестирование необходимо. В том числе для того, чтобы почувствовать себя в роли экзаменуемых и увидеть моменты, к которым нужно готовить детей более тщательно и детально. Для руководителей образовательных учреждений эксперимент тоже стал полезным, поскольку помог определить преподавателей, которым следует доверять подготовку выпускников. В результате эксперимента мы смогли снизить количество двоек, а это было бичом нашего района, поскольку у нас есть вечерняя школа, в которой обучаются более 700 детей со всей Казани.

В прошлом году у нас были и 100-балльники, и такие, кто не дотянул до минимума. Наверное, для них стоит продумать альтернативный вариант проверки знаний. Чтобы ЕГЭ сдавали только те, кто хочет и готов продолжить образование, а те, кто пока не созрел, имели возможность сдать экзамены через год-два - такая практика принята во многих странах. Думаю, несправедливо и негуманно, если из-за несданного ЕГЭ выпускники вечерних школ «потеряются» для образования.

- Как отзываются директора о подушевом финансировании?

- Я сама была директором и знаю, что это такое. Все руководители имеют возможность самостоятельно заранее планировать расходы, ведь только они знают, на что надо направить финансы в первую очередь. План развития есть у каждого учреждения. Кстати, многие собираются перейти на автономию. Она дает большие возможности, в том числе независимость от централизованной бухгалтерии. Пятьдесят детсадов района уже перешли на автономку, обратно никто не хочет - все довольны, потому что есть возможность зарабатывать деньги. Проводят опрос и анкетирование родителей: какие дополнительные услуги они хотят. Поэтому дополнительное образование на их базе можно организовать легко и свободно.

- Я полагаю, что это можно осуществить там, где родители имеют стабильный доход. У вас, видимо, весь район социально благополучен?

- Нет, у нас есть новые микрорайоны, куда переселяли из старого жилья, и поначалу контингент в школах был разный. Да, платные услуги доступны не всем, но у нас есть льготы - социальная помощь для многодетных и малоимущих налажена очень хорошо.

- Вы перешли на новую систему оплаты труда учителей?

- Нет еще, хотя все к этому готово и приняты соответствующие документы. В период кризиса преждевременно переходить на новую систему. Зарплата учителей, и это надо признать, небольшая, особенно у молодых. Есть отток молодежи из отрасли, хотя мы выплачиваем молодым специалистам ежемесячную стимулирующую надбавку в размере 30 процентов от должностного оклада, но это тоже немного. Бывает жаль, когда талантливый человек вынужден уходить только из-за зарплаты. Сейчас в городе предпринимаются шаги для того, чтобы стартовые условия для молодых учителей стали более комфортными. Например, принято решение о строительстве квартир для педагогов. Мы поощряем учителей и на районном уровне. Если педагог подготовил победителя районной олимпиады, он получает премию в размере одного оклада, если городской - то двух окладов, а подготовивший победителя всероссийского уровня награждается премией в 20 тысяч рублей. Если учитель трудится, он будет вознагражден. Если директор школы этого не видит, я ему обязательно напомню и найду возможность поощрить педагога материально.

У нас очень хорошие спонсоры - например, депутат госсовета Камиль Фергатович Абдуллин. Мы к нему всегда обращаемся, и он находит средства для поощрения лучших педагогов и учащихся района. Например, он оплачивает ежегодно поездки олимпиадников района на теплоходе по Волге, а это порядка тридцати человек вместе с их педагогами.

- Что помогает вам в вашей работе?

- Прежде всего понимание со стороны руководства. Всю проектную деятельность курирует, как я уже сказала, Лейла Ринатовна Фазлеева, человек неравнодушный и творческий. Она сама была директором школы, поэтому оказывает поддержку нашему отделу. Глава администрации района тоже очень понимающий. Наши учителя имеют возможность обмениваться опытом, в том числе и с иностранными коллегами. Вот совсем недавно группа педагогов вернулась из Германии. Были поездки в Санкт-Петербург, Самару и во Францию.

- А в чем основные проблемы?

- Прежде всего в ограниченности материальных средств: приходится все время выбирать, выкраивать - на все не хватает. Кроме того, от работы несколько отвлекает вал бумаг и отчетов. Мечтаю взять в штат системного администратора, который бы вел всю электронную отчетность. То же самое заботит директоров школ. На завуча по учебной работе сегодня валится огромный поток документации, и он не справляется - нужны специальные люди, которые бы взяли на себя работу с отчетностью - ее сегодня много у каждого педагога, не только у администрации.

- И последний вопрос, Венера Нурмыхаметовна. Вы живете в многонациональном городе. Эта особенность осложняет работу управленца?

- Нет, мы давно живем рядом и привыкли друг к другу. Может быть, приезжим этого не понять, и они свежим взглядом фиксируют различия, встречая мусульманскую символику, названия и вывески на разных языках, но для нас это привычная среда. Ведь объединяют нас общая территория, общая история и даже общие традиции. Думаю, что все это понимают.

Казань