Досье «УГ»

Несколько правил эффективного управления

Окончательное решение принимает тот, кто несет за него ответственность.

До принятия решения обсуждай его столько, сколько захочется. После принятия решения - выполняй. Руководитель должен решить для себя, какие вопросы он обсуждает с подчиненными, а по каким решение принимает сам.

Победа - это не точка, а многоточие.

Настоящий руководитель никогда не требует от подчиненных того, чего не может сделать сам, и ценит подчиненных за то, что они умеют делать лучше руководителя.

Для достижения цели и решения поставленной задачи нужно сделать всего два шага: составить реальный план действий и выполнить его.

О плохом и о хорошем следует говорить, соблюдая закон «форте и пиано»: о хорошем - обязательно громко, о плохом - лучше тихо.

Хочешь получить положительный результат от разговора с вышестоящим руководителем, начни разговор со слов «хочу посоветоваться с вами».

Неразрешимых проблем не бывает. Из любой ситуации можно и должно извлечь пользу.

Управленческая команда - это команда эффективно работающих заместителей. При этом директору нужно помнить о том, что полномочия следует делегировать. У каждого заместителя обязательно должен быть пусть немногочисленный, но коллектив людей, которым он может и должен управлять.

Директор не только устанавливает правила, но и обеспечивает условия для их выполнения.

В успешной школе все работающие с детьми должны понимать, что кабинет директора - это не плаха для нерадивых учеников и не комната для проведения педагогических расследований.

Комментарий «УГ»

Сергей ТИМОФЕЕВ, начальник отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Санкт-Петербурга:

- В Санкт-Петербурге образовательные комплексы начали создаваться в 2002 году. Наиболее вариативные из них - гимназия №56 Петроградского района, лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района и 2-я Санкт-Петербургская гимназия. Большое число учеников и наличие нескольких зданий не единственный отличительный признак образовательного комплекса. Прежде всего это многообразие реализуемых образовательных программ. В Санкт-Петербурге широкое развитие получила интеграция основного и дополнительного образования - открыты отделения дополнительного образования в школах. Таким образом, удалось создать условия для занятий в кружках и секциях для учеников 157 школ города. Еще одним примером реализации комплекса образовательных программ стало открытие отделений дошкольного образования в школах. Таких отделений в Санкт-Петербурге уже 35. Выпускники дошкольных отделений получают преимущественное право при зачислении в первые классы этих школ, что позволяет обеспечить преемственность в реализации образовательных программ.

- До того как стала в 1990 году директором, я одиннадцать лет проработала завучем. И эта должность тоже относится к моим любимым. Если учитель в школе главная фигура, то завуч - самая главная. Он проводник между идеями директора и конкретной жизнью каждого человека. Я хорошо знаю работу завуча, и это помогло мне стать хорошим директором. Практически все проблемы можно решить, применяя правильные организаторские методы и приемы и имея достаточный управленческий опыт.

- А как определить правильность методов и приемов?

- Это чутье. Педагогика - конечно, наука, а в большей степени - искусство. Методика тоже наука, но в большей степени это дар. Директорство постигаешь на поле боя. Конечно, можно воспользоваться чужим опытом, но он мало что дает. Потому что директорская работа ситуативна, она зависит от многих вещей. В качестве будущего учителя я изучала предмет, приемы и методы его преподавания, а быть директором меня учила жизнь. Другой науки не было. Мне кажется, директорский дар заключается в том, чтобы видеть перспективы развития. И в том, что в этом деле должен быть азарт. Азарт в преодолении трудностей. Наша школа строилась в 1990-е годы, и можно себе представить, что стоило начать реконструкцию здания на Чкаловском проспекте в 1991 году, когда стояли заводы!

- Майя Борисовна, в должности директора вы пришли не в этот огромный комплекс, а в восьмилетнюю школу...

- 56-я тогда располагалась на Пудожской улице. Темно-синие стены, темно-коричневые двери, и пахнет щами... У меня особое отношение к школьным запахам и к цвету стен. В школе должно пахнуть вкусно, например пирожками. Как театр начинается с вешалки, школа начинается с запаха. И глупость, что на темных стенах не видна грязь. В школе должно быть чисто. Демонстрация прорех, нищенства оскорбительна. Если я беру на себя ответственность управления, то школа не должна плохо пахнуть, валиться, гнить. Так же как и учитель: он не должен быть неухоженным. Как бы ни было мне трудно, но я всегда подтянута. Потому что учитель - это артист. Сцена - место у доски. И эту позицию разделяют все наши учителя.

- Почти все 400 человек? Как удается донести это до каждого?

- Это цепная реакция. Я говорила о том, что главная фигура в школе - завуч. Это и есть мои проводники.

- Как подобрать такую команду?

- Есть умные слова: учитель вырасти ученика, чтобы было у кого учиться. Я счастливый педагог, потому что рядом со мной работают бывшие мои воспитанники. Когда-то в районном Доме пионеров я руководила работой пионерского штаба. Председателем этого штаба был Сережа Данилов. Сегодня Сережа - мой первый заместитель. Знаменосцем в пионерском штабе был Миша Шелагин, ныне тоже мой заместитель. А еще в штабе была Таня Зайцева, потом Родина, и она тоже мой заместитель. Вся моя команда родом из детства. Хотя есть и другие источники для набора команды. В гимназии работает много тех, кого я видела на конкурсах «Учитель года».

- Наверное, было бы странно отказываться от предложения работать в гимназии? 56-я - это бренд. Но как его создать?

- Рецепт один - нужно самозабвенно работать. Другого способа нет. Это сейчас я позволяю себе приехать в школу к 9 часам утра, а когда начинала, входила в кабинет и включала радио. И в этот момент звучал гимн. Потому что было шесть часов утра. С 6 до 8 утра, когда открывались двери школы, мне нужно было сделать массу дел, ведь в то время все приказы писались вручную, но это было удивительное время. За мной из школы, где я работала завучем, ушли больше 20 учителей. К первому сентября из детей, ушедших вслед за учителями, мы набрали два одиннадцатых класса и один десятый. И началась самозабвенная работа с утра до позднего вечера. Японское чудо гимназии №56 - ее признали сразу. За один год работы. Ведь рейтинг школ определяется в булочной. Мамами и папами, бабушками и дедушками, которые там встречаются.

Совпадение, что собралась замечательная команда и что нас поддерживала администрация района? Шанс? Но шанс дается всем, им нужно суметь воспользоваться. К тому же я могла организационно воплотить многие идеи, которые приносили люди. В 1991 году меня пригласили в администрацию района и сказали, что есть пустующее здание на Чкаловском проспекте, его нужно отремонтировать и можно занимать под школу. Дали архитекторов, которые сделали проект. И началось строительство. Мы жили этими чертежами.

- Тяжело приходилось?

- Я знала: если не достучусь до власти, если не сделаю ее союзником, никто другой этого не сделает. Я вижу свою задачу в том, чтобы заставить государство откликаться на мои просьбы и слышать, что нужно школе. Когда надо было строить, я будоражила всех, от мэра города до звезд. Мы собирали подписи знаменитых людей, писали письма. Можно сказать, я заставила власть построить эту школу, несмотря на то что годы были страшные. Но это случилось не только потому, что я все время била в набат, но и потому, что школа хорошая и она нужна людям.

- Когда гимназия стала комплексом?

- В 2002 году появилась идея комплексов. Выявлялись успешные школы, а значит, рентабельные, и неуспешные, то есть нерентабельные. Пришло понимание, что нецелесообразно вкладывать средства в недоукомплектованную школу, куда не идут и которая постепенно разрушается. Наша школа стала первым образовательным комплексом. Сначала было два здания, а потом дали еще два и детский сад. Создание школ для детей определенного возраста - начальная, средняя, старшая - не новация в мировой системе образования. Но за рубежом это разные школы, а у нас одна, хотя и в разных зданиях. Это единое образовательное пространство, общие образовательные программы. Ребенок не переходит из школы в школу, а меняет здания. Сегодня у нас около 70 учителей иностранного языка, 16 филологов, 14 математиков. Это целые кафедры. Им есть с кем обсуждать все новое и интересное в своей предметной области, есть где повышать квалификацию. Но комплексы уместны и выгодны в крупных городах.

В наш комплекс вошли структурные подразделения. Первыми в России на базе школы были созданы психолого-педагогический и медико-социальный центры. Сейчас в нем 14 логопедов, психологов и социальных работников. У нас также появился центр дополнительного образования. Мы первый в Петербурге ресурсный центр.

- Как справиться с таким объемом?

- А заместители на что? Есть руководители структурных подразделений, есть заведующий учебной частью, заведующий организационно-педагогической работой. Есть заместитель, который занимается ресурсным центром, заместитель по методической работе, заместитель в центре дополнительного образования, люди, которые занимаются работой предметных комиссий. Моя задача - сделать так, чтобы им работалось интересно и комфортно. Это можно сравнить с оркестром, где есть дирижер и музыканты, каждый из которых может стать солистом. Но если музыканты признали во мне дирижера, то каждый должен играть свою партию. Так создается музыка, в том числе и педагогическая.

- В комплексе есть собственная бухгалтерия?

- Да, но у нас нет финансовой самостоятельности, потому что мы не зарабатываем деньги. Нет платных образовательных услуг, потому что я считаю, что школу должно обеспечивать государство. Правда, нам серьезно помогают родители. Их помощь не понадобилась бы, если бы нормативное финансирование было достаточным. К примеру, не менее 100 тысяч рублей на ребенка. А пока все, что мы приобрели из современного оборудования, - это средства от полученных грантов.

- Майя Борисовна, возникают ли проблемы при управлении таким масштабным учреждением?

- Есть вопросы, которые вне моей компетенции. Например, школьная поликлиника определена территориально, и нам дают врача два раза в неделю. Бывают дни, когда он по той или иной причине отсутствует. А у нас две с лишним тысячи детей, физкультура каждый день. Увы, врач не положен нам по штату... Но нет задачи, которую нельзя было бы не решить.

Санкт-Петербург