Образование через науку

Статфакт

МГТУ имени Н.Э.Баумана в этом году отмечает свое 180-летие. Сегодня почти 4000 преподавателей обучают в университете около 20000 студентов. В настоящее время наметился рост интереса школьников к инженерным специальностям в целом. Особенно востребованы среди абитуриентов такие направления, как компьютерная безопасность, инженерный бизнес и менеджмент, биомедицинская техника, радиоэлектроника, лазерная и оптическая техника.

- Анатолий Александрович, Бауманский университет славится своим преподавательским корпусом, а как сегодня происходит его пополнение? Молодые кадры в Бауманке редкость или?..

- Проблема молодых кадров - это прежде всего проблема преемственности и сохранения научных и педагогических школ. Особенно остро она встала перед высшими учебными заведениями в 90-е годы. Молодежь уходила в те сферы, где была возможность обеспечить себе и своим семьям комфортные жизненные условия. Огромным достижением руководства университета стало сохранение в то непростое время профессорско-преподавательского коллектива. Сейчас средний возраст преподавателей МГТУ составляет 45-50 лет. Практически он не отличается от показателя советского времени. Но надо отметить тенденцию последних пяти лет - количество молодых преподавателей ежегодно увеличивается на 8-10 человек. Так что молодые кадры в Бауманке не редкость! На сегодняшний день они составляют 20 процентов от общего числа преподавателей университета.

- Откуда приходит пополнение?

- Прежде всего это наши выпускники, рекомендованные на преподавательскую работу. Большинство из них успешно оканчивают аспирантуру и после защиты кандидатских диссертаций остаются работать на кафедрах, совмещая научную и преподавательскую деятельность.

Наш метод подготовки инженера, получивший признание во всем мире как «русский метод», - образование через науку. Еще на студенческой скамье ребята участвуют в научных разработках. Многие из них делают свои первые исследовательские шаги в студенческом научно-техническом обществе, основоположником которого был отец русской авиации Николай Егорович Жуковский, преподававший в Императорском училище в начале прошлого века. Замечу: аспиранты, активно занимавшиеся научной работой в студенчестве, очень быстро адаптируются и в научно-преподавательской среде. Яркий пример - заведующий кафедрой «Колесные машины» Георгий Олегович Котиев. Свою кандидатскую диссертацию он начал писать на старших курсах и пришел в аспирантуру с почти готовой работой. На дописание ее вместо трех положенных ушел всего год. А в возрасте 33 лет Георгий Олегович защитил уже докторскую диссертацию, стал одним из самых молодых докторов технических наук и впоследствии заведующим кафедрой МГТУ.

Конечно, работают у нас и выпускники МГУ, МПГУ, московского лингвистического университета. Но более 60 процентов молодежи - наши, бауманцы.

- А как удается удерживать в штате молодых преподавателей? Какие стимулы у них есть?

- Один из серьезных стимулов для нашей молодежи - участие в НИРах и НИОКРах. Работа в научных исследованиях университета дает возможность пройти весь цикл создания новой продукции - от стадии инженерного проектирования и подготовки документации до опытного образца. Для настоящего конструктора это очень важно - увидеть итог своего творчества, когда воплощение инженерной идеи имеет конечный, вполне осязаемый результат в готовом изделии, как говорят инженеры, в «железе». Особенность МГТУ в том, что к нам приходит не случайный студент, а тот, кто сориентирован на инженерную, конструкторскую творческую деятельность. Поэтому теснейшая связь фундаментальной и прикладной науки с производством в процессе преподавания позволяет нашей молодежи реализовывать свои творческие возможности. Несомненно, важным стимулом служит государственное признание практической ценности таких разработок в виде премий и грантов. Например, в этом году премия Правительства РФ в области науки и техники была присуждена за разработки медицинского оборудования и мобильных робототехнических комплексов, выполненные в МГТУ имени Николая Эрнестовича Баумана. Кроме того, участие в научных работах - дополнительный источник дохода, так как большинство из них ведется по заказу внешних организаций, в число которых входят как ведущие предприятия страны, так и известные зарубежные фирмы.

Еще упомяну проводимый ежегодно конкурс «Лучший преподаватель университета». Победителям конкурса установлены ежемесячные надбавки к заработной плате в размере 7000 рублей, вручаются удостоверения и значки «Лучший преподаватель университета». На Доске почета МГТУ размещаются их портреты.

Немаловажный фактор для закрепления в университете молодых преподавателей - наше широкое международное сотрудничество с ведущими техническими университетами мира. Сотрудники МГТУ имеют возможность не только стажироваться, но и читать курсы лекций и вести совместные разработки с коллективами таких известных университетов, как американский MIT, университет Рочестера, французские Ecole Politechnique, Ecole Central de Paris, Мюнхенский, Берлинский, Харбинский, Пекинский, Миланский, Туринский, и других университетов мира.

- Все знают: Бауманка - мужской вуз. Много ли среди преподавателей молодых женщин-преподавательниц, есть ли у них шансы работать в прославленном вузе?

- Шанс не только есть, но и активно используется представительницами прекрасного пола. Несмотря на то что традиционно инженер считается мужской профессией, в МГТУ достаточно большой процент составляют преподаватели-женщины. А среди молодых их более трети! Кстати, среди трех старшекурсников-бауманцев, уже приглашенных работать по проекту «Сколково», - это наша будущая научно-техническая элита - одна девушка!

- Вы уже упомянули о большой научной деятельности в МГТУ. А можно более подробно рассказать о том, какой вклад внесли в вузовскую науку молодые ученые - преподаватели вуза?

- Более пятидесяти молодых преподавателей принимают участие в исследованиях по приоритетным направлениям науки в составе научных школ университета.

В прошлом году МГТУ имени Николая Эрнестовича Баумана и Российским научным центром «Курчатовский институт» при содействии Госкорпорации «Роснанотех» был организован совместный Научно-образовательный центр «Наноинженерия». Одна из целей его создания - закрепление в науке и образовании научно-педагогических кадров. Путь прост - организуется коллектив, где молодые ученые, аспиранты и студенты работают с исследователями старших поколений, используя самое современное оборудование. Уже ведутся реальные научно-исследовательские работы по заданиям промышленности, по грантам и государственным программам. Некоторые даже прошли испытания и рекомендованы Государственной комиссией для промышленного освоения, как, например, внутрисосудистый микроробот для диагностики и хирургии, в создании которого принимали участие молодые ученые университета.

Уникальное оборудование, программы стажировок за рубежом, собственные исследовательские проекты, позволяющие достойно зарабатывать молодым преподавателям, открытие новых специальностей, подготовка новых учебных программ и пособий - все это дает возможности для самореализации молодежи в науке и образовании и, конечно, служит еще одним стимулом сохранения в штате университета молодых преподавателей. Наша задача - выявить лучших, создать им условия для реализации и коммерциализации креативных идей. В МГТУ организован и эффективно работает центр молодежного предпринимательства для тех, кто хотел бы попробовать силы в своем наукоемком бизнесе. Каждой лаборатории университета - малое инновационное предприятие - вот эффективная формула организации инновационного исследовательского университетского кластера.

  • Молодые сегодня идут в науку. Давид Александрович Арешидзе, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Учебно-научного центра Биологии клетки и прикладной биотехнологии Московского государственного областного университета