Проблема обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех детей вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей - одна из ключевых для современного образования. Многие исследования последних лет показывают, что более половины разрыва в учебных результатах детей объясняют социально-экономические факторы. Это свидетельствует о том, что определенные группы учеников обладают очевидными преимуществами для реализации своего потенциала, в то время как другие группы находятся в неблагоприятной стартовой ситуации.

Данная проблема сегодня, как никогда, актуальна для российского образования. В течение ряда лет сравнительные международные исследования образовательных достижений на разных ступенях школьного обучения (PIRLS, PISA) демонстрируют значительный разрыв в результатах отечественных школьников в зависимости от экономического и образовательного ресурса их родителей. Причем социально-экономическое положение и образование родителей выступают ведущими факторами, определяющими достижения ученика, а следовательно, его дальнейшую образовательную и жизненную траекторию.

Не менее важный вывод международных сравнительных исследований: дети из семей с разным социально-экономическим бэкграундом обучаются в разных школах. То есть выделяются группы школ, собирающие детей из наименее обеспеченных слоев общества, и те школы, в которых обучают своих детей наиболее обеспеченные семьи. Данные международных исследований показывают значительную разницу в результатах учеников этих школ: уровень достижений последовательно снижается с увеличением числа экономически неблагополучных семей. Работая в сложном социальном контексте (специфический контингент учащихся и низкий социально-экономический потенциал их семей), школы, как правило, не имеют необходимого потенциала для обеспечения высоких результатов: кадровых ресурсов, образовательных стратегий, педагогических технологий.

При этом необходимо заметить, что за рубежом выявление и поддержка данной категории школ является необходимым элементом образовательной политики. Разработаны и достаточно успешно реализуются модели school improvement program. В свою очередь в Российской Федерации аналогичного подхода к решению данной проблемы в системах управления образования различного уровня (федеральный, региональный, муниципальный) пока не выработано.

В 2009 году Институтом развития образования ГУ - ВШЭ инициирован и реализуется в сотрудничестве с образовательными системами трех регионов РФ (Московская и Ярославская области, Республика Карелия) проект «Школы, работающие в сложных социальных контекстах: возможности улучшения результатов».

Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ИРО ГУ - ВШЭ Марина Пинская. Зарубежным партнером проекта выступает Институт образования Лондонского университета. Консультантом проекта стала профессор Альма Харрис - заместитель директора Лондонского центра управления в образовании.

Академия социального управления - региональный координатор проекта в Московской области. Непосредственно работу осуществляют сотрудники Центра стратегических разработок и Центра качества образования.

Пилотными территориями и школами проекта в Московской области служат Пирочинская школа Коломенского района, дергаевская школа №23 Раменского района, Семеновская школа Дмитровского района и Зверосовхозная Пушкинского района.

Задачи проекта весьма интересны. Это разработка методов выявления школ, работающих в сложном социальном контексте и наиболее остро нуждающихся в поддержке; разработка инструментов диагностики основных и сопутствующих факторов, определяющих низкие учебные результаты в этих школах; разработка программ, позволяющих развить потенциал данных школ и улучшить их результаты.

На первом этапе проекта по результатам анализа статистических данных выделены кластеры проблемных школ; разработан инструментарий социологического обследования и педагогической эволюции для полевого исследования в отобранных школах.

На втором этапе проведена диагностика в 19 школах трех регионов, исследованы особенности контингента школ, работающих в проблемных социальных контекстах, динамика учебных достижений, образовательные стратегии и педагогические технологии, применяемые в школах.

В настоящее время в пилотных территориях развернута работа по созданию региональных, муниципальных и школьных программ усиления потенциала школ и улучшения их результатов.

Итогом реализации проекта станет выявление необходимых условий и возможных механизмов перехода школы в более эффективный режим работы как за счет реорганизации процессов внутри отдельной школы, так и с опорой на сетевое взаимодействие в ходе разработки программ улучшения.

Разработанные модели региональных, муниципальных и школьных программ в дальнейшем будут распространены и более широко внедрены в региональных системах образования.

Ведь для того чтобы школьной системе добиться успеха, следует повысить качество преподавания своих педагогов. А для этого им необходимо создать все условия!