Статфакт

К сведению

В Германии в связи с широкой дискуссией, посвященной острому кризису государственной школьной системы, жесткая бюрократизация школы названа одной из основных причин упадка.

Кстати

В 30 регионах России существует движение общественно активных школ (ОАШ). Его поддерживают Фонд «Новая Евразия» (РФ) и Фонд Стюарта Чарльза Мотта (США). Одной из идей, пропагандируемых ОАШ, стало школьное самоуправление.

Комментарий «УГ»

Людмила ПАНОВСКАЯ, главный специалист Управления образования администрации городского округа Саранска:

- Мы с интересом наблюдаем за тем, как в гимназии №23 реализуется ученическое самоуправление. Смысл его заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении школьников основам демократических отношений в обществе, в обучении управлять собой.

Детская республика «Простор» как педагогическая модель гражданского общества - это новая воспитательная структура, которая прививает школьникам навыки демократического образа жизни, объединяет классы в единый коллектив и обучает ребят неформальному рациональному участию в жизни школы. Наблюдая за выпускниками этой гимназии на протяжении нескольких лет, приходишь к выводу, что ребята из гимназии лучше учатся, быстрее развиваются, проявляют стремление к сотрудничеству, более дружелюбны и терпимы к людям.

В нашей гимназии давно существует система гражданского образования. В рамках традиционных уроков и мероприятий она позволяла ученикам освоить специальные знания, но для развития гражданских качеств личности, приобретения позитивного социального опыта этого оказалось недостаточно. Необходима была демократическая организация школьной среды, которая дает ребенку навыки осмысленной жизни и деятельности в обществе. Таким образом, в гимназии была создана педагогическая модель гражданского общества - детская республика «Простор».

Название детской республики ребята придумали сами. Каждая буква в нем значима: П - «правовое пространство», Р - «радость», О - «общение», С - «самоуправление», Т - «творчество», О - «отдых», Р - «развитие».

Детская республика «Простор» - это модель государства со всеми присущими ему институтами. У нас есть президент, дума, правительство. Ученики совместно с учителями разработали нормативные документы республики: положение о флаге, гимне, гербе, значке гимназиста, текст клятвы гражданина и клятвы президента ДРП при инаугурации. Все дети с 5-го по 11-й класс являются гражданами ДРП согласно закону о гражданстве, что удостоверяется паспортом.

Представительный и законодательный орган - дума детской республики - был создан по инициативе старшеклассников. В результате бескомпромиссной борьбы за президентство в 2004 году среди двух равных претендентов победа досталась одному из лидеров. Обидно было бы не использовать потенциал второго юноши. Так родилась дума и... новая должность - спикера. Состав думы ДРП формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. От каждой параллели классов выбирается один депутат. Спикер избирается на первом заседании на альтернативной основе.

К компетенции детской думы относится:

- разработка законов и подзаконных актов;

- контроль за выполнением законов правительством и гражданами;

- утверждение премьер-министра, министров и контроль за их деятельностью;

- назначение судей «Суда чести» по представлению президента;

- контроль за деятельностью «центрального банка»;

- назначение председателя избирательной комиссии.

Правосудие в детской республике осуществляется «Судом чести». Суд состоит из трех судей, которые назначаются думой по представлению президента ДРП. Судьи независимы и действуют, сообразуясь с конституцией республики «Простор» и ее законами.

Любой гражданин республики может обратиться в суд с просьбой о защите чести и достоинства. Причиной судебного разбирательства может быть обращение, жалоба граждан, совета класса или классных руководителей. Например, жалобы на некорректное поведение, оскорбление достоинства, хулиганство, курение на территории гимназии, пропуск занятий без уважительных причин.

«Суд чести» гласный и состязательный, на заседаниях присутствуют сторона защиты (адвокат) и сторона обвинения (прокурор). Суд выносит вердикт, который обязателен к исполнению сторонами. Созданная в рамках закона о «Суде чести» коллегия адвокатов, опираясь на правовую базу, может отстаивать в суде интересы не только своих сверстников, но и при необходимости членов педагогического коллектива. Стороны могут примириться при обоюдном согласии. Может быть вынесено частное определение для воздействия классного коллектива на провинившегося. Применяется также система штрафов (списание денежных средств республики - «просторок» - с личного лицевого счета). В исключительных случаях «Суд чести» может передать дело на рассмотрение совета гимназии или педагогического совета.

Высший исполнительный орган самоуправления - президентский совет, в который входят президент, премьер-министр, министры юстиции, внешних отношений, экономики, труда, образования, культуры, спорта. Президент и соответственно президентский совет избираются на 2 года.

Основные направления деятельности президентского совета:

1. Юридическое - разработка нормативной базы детской республики «Простор».

2. Контролирующее - контроль за соблюдением основополагающих законов и норм конституции, обеспечение законности.

3. Социальное - организация благотворительных акций, оказание помощи сверстникам, испытывающим в этом необходимость.

4. Социологическое - изучение общественного мнения путем анкетирования, тестирования, опросов.

5. Информационное - информирование учеников о жизни в республике, выпуск листовок, плакатов, издание школьной газеты «ДРП».

6. Досуговое - разработка сценариев, организация и проведение различных тематических вечеров, праздников, интеллектуальных игр, праздников, заседаний КВН, дискотек, конкурсов, смотров художественной самодеятельности, творческих отчетов гимназистов.

Президентский совет самостоятельно определяет регламент своей работы и планирует свою деятельность. Один раз в четверть он проводит открытое заседание, на которое может прийти любой гражданин республики.

Все ученики 5-11-х классов включены в экономическую игру «Лицевой счет». Игра проводится для того, чтобы с помощью ведения условного лицевого счета заинтересовать гимназистов в активной работе. В ходе игры участники зарабатывают «просторки» - это денежные средства, которые фиксируются безналичным способом в личном лицевом счете. Учет заработанных учениками «просторок» ведет казначей класса. «Просторки» ученики зарабатывают за активную работу на уроке, качественное выполнение дополнительных заданий, победы на предметных олимпиадах, конкурсах, спортивных состязаниях, за общественно полезный труд, участие в благотворительных и социально значимых акциях. Полученная сумма записывается на лицевой счет и доводится «центробанком» через свои классные филиалы до каждого ученика.

Действия участников игры подчинены одной цели - добиться максимальных доходов за счет хорошей учебы, участия в проектной и экспериментальной деятельности.

Элементы состязательности вызывают к игре живой интерес. В конце каждой четверти, полугодия, года победители награждаются на общешкольной линейке, а информация о количестве набранных ими «просторок» печатается в прессе. Затем «центробанк» и его филиалы обналичивают виртуальные «просторки» на наличные. Деньги хранятся в банке и выдаются 3-4 раза в год гражданам республики.

«Просторки» напечатаны в типографии и имеют степени защиты. На купюрах разного достоинства портреты всех президентов ДРП за 10 лет. Достоинство купюры соотносится с вкладом в жизнь республики того или иного президента. На общегимназической ярмарке граждане республики покупают на «просторки» канцтовары, игры, книги, предметы обихода. Примечательно, что многие выпускники не тратят свои «просторки», а оставляют на память.

Воспитательный эффект создания детской республики в том, что гимназистам предоставляется возможность осознать себя частью большого коллектива, почувствовать, что гимназия - это место, где можно не только получать знания, но и интересно жить. Образовательный же эффект состоит в том, что для полноценного участия в экономико-правовой игре гимназистам нужны дополнительные знания из области математики, экономики, права, психологии, которые можно получить самостоятельно или на спецкурсах и факультативах. Таким образом стимулируется познавательная деятельность.