Статфакт

Мнения родителей

Алла ИВАКИНА:

- Эта гимназия много лет существовала вместе с начальной школой, тем и была ценна. У меня старший ребенок учится здесь в девятом классе. Хотелось отдать сюда и младшую дочь. Петергофская гимназия - единственная гимназия от Стрельны до Ломоносова. У нас в районе 12 школ и одна гимназия, где великолепный коллектив, множество авторских наработок. И теперь, если я хочу обучать ребенка в гимназии, мне придется возить его либо в Ломоносов, либо в Красносельский район, а это довольно далеко. Фактически нас лишили возможности обучаться в своем районе.

Александра СУХОДОЛЬСКАЯ:

- Ликвидация начальной школы была произведена на основании устного распоряжения начальника отдела образования Петродворцового района города Санкт-Петербурга Людмилы Локтионовой. Мы считаем, что после устного распоряжения должно последовать письменное. Поскольку такого не последовало, то устное распоряжение является грубейшим нарушением закона.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что общественность Петродворцового района Санкт-Петербурга обратилась к Президенту России с письмом, которое подписали триста человек, с просьбой разобраться в данной проблеме. Приведем фрагмент из него: «1 сентября 2009 года на основании устного распоряжения администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга был отменен набор учащихся в 1-й класс нашей гимназии. Решение было принято якобы по причине несоответствия санитарным требованиям по численности помещений для обучения в одну смену. Но в 2008-2009 учебном году требования были выполнены. Никаких предписаний Роспотребнадзора по закрытию начальной школы не имеется.

В феврале 2010 года Петергофская гимназия императора Александра II отметила свое 130-летие. 15 лет потребовалось местным жителям, для того чтобы в Петергофе в 1880 году открылась прогимназия (начальная школа), и еще 24 года заняло преобразование прогимназии в полную гимназию.

В 1993 году под руководством заслуженного учителя В.Г.Черкасовой школа №415 с углубленным изучением английского языка (так она называлась с 1940 г.) одной из первых в Санкт-Петербурге получила статус гимназии.

В 1990-х годах под руководством В.Е.Родионова и Н.Ф.Родионовой была разработана концепция «Человек XXI века», положения которой вошли в разработку программы новой российской школы. В 2006 году гимназия стала победителем приоритетного проекта «Образование» и получила президентский грант. Входит в число лучших школ Петербурга. В 2007 году преподаватель математики Д.Д.Гущин стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России». Трое учителей стали победителями конкурса в номинации «Лучший учитель», и один стал лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга.

Специфика гимназии заключается в том, что к пятому классу должна быть сформирована определенная база, которую может дать только прогимназия. Без навыков, которые дает начальная школа (прогимназия), нельзя подготовить ребенка к изучению двух иностранных языков, преподавание одного из которых начинается в 5-м классе. Надо сказать, что в 5-е классы не существует конкурсного набора. Дети зачисляются в гимназию с разноуровневой подготовкой.

Ситуация укладывается в ряд событий, демонстрирующих политику уничтожения образования в районе, проводимую чиновниками от образования. За последние три года в Петергофе был закрыт УКВЦ (учебный компьютерно-вычислительный центр), в котором обучались около тысячи детей. Сейчас хотят закрыть начальные классы в 674-й школе для слабовидящих детей. Кто следующий?»

Сегодня состояние педагогического коллектива гимназии характеризуется одним словом - удрученность, а родительской общественности - возмущенность. Как емко выразилась Нина Колпачкова, завуч по учебно-воспитательной работе, «за все обидно». И действительно, есть от чего обижаться. Администрация района, и в том числе районный отдел образования, приняли решение закрыть начальную школу гимназии, не спросив об этом ни родителей, ни педагогов. В качестве главного довода в официальном отказе №133 за 14 апреля 2010 года, поспешно выданном родителям, приведен следующий: «Первые классы сформировать невозможно из-за недостаточности помещений».

Как пояснила Нина Колпачкова, мощности гимназии позволяют обучать порядка 600 детей, но даже их не хватает, потому что желающих слишком много, и до 1 сентября 2009 года приходилось обучать детей во вторую смену. А вторая смена противоречит нормам СанПиНов.

- Это действительно проблема, и мы предлагали пути ее решения. В частности, в районе есть школы с малой наполняемостью. Почему бы не разрешить нам на базе какой-либо из них открыть свои два первых класса. Но нам категорически отказывают в этом. Нам говорят, что все начальные школы одинаковые. Мы пытаемся возразить: это не так. Есть два понятия: учебная программа и образовательная программа. К примеру, учебная программа по русскому языку может быть одинаковой, но образовательная, которая сочетает в себе внеклассную и классную работу, разная. Наша образовательная программа культурологическая, мы возим детей в театры, музеи, и дети получают определенные задания и потом работают с ними на уроке. У нас существует множество авторских разработок. Но даже не это главное. Главное то, что есть преемственность начальной школы и среднего звена и нет стресса при переходе со ступени на ступень. Мы уверены, что отмена начальной школы в гимназии приведет к отсутствию возможности заранее изучить особенности будущих школьников среднего звена, их способности, а значит, и к невозможности оказать им квалифицированную и своевременную педагогическую помощь; к значительному разрыву в применяемых методах и формах обучения в начальном и среднем звеньях школы; к отсутствию систематических педагогических связей и сотрудничества в деятельности учителей начальных классов и учителей-предметников, а также к ликвидации непрерывного и полного цикла образования.

По мнению Марии Архаровой, учителя иностранного языка, уничтожение начальной школы как единственное решение властей по меньшей мере странно.

- На нашу просьбу выделить нам помещения для двух первых классов в здании другой школы представители районной администрации заявили, что это неправомерно, поскольку одна бюджетная организация не может арендовать помещения у другой бюджетной организации, также возникнут трудности в организации питания. Это можно было бы принять, если бы не прецеденты в районе, когда два учебных заведения, два юридических лица в связи с ремонтом одного из зданий учатся в одном здании. И как-то уживаются.

Практика существования гимназий с пятого класса была одно время в городе, но потом все школы стали от этого уходить. Мало того, некоторые гимназии, как, например, 56-я гимназия, думают о своем контингенте уже с детского сада. У меня есть группа детей, которая сформирована из ребят, окончивших начальные классы в других школах, и весьма успешно. Им приходится много трудиться, потому что, несмотря на то что иностранный язык сейчас вошел в программы всех школ, уровень преподавания сильно разнится.

- Когда мы просим о выделении помещений в другой школе, нам дают согласие, но с условием зачисления в штат этой школы наших учителей, - дополняет завуч начальной школы Лариса Куницына. - Но мне, как завучу, не хотелось бы терять свои кадры. И потом, если наши учителя войдут в штат базовой школы, то как они будут вести дополнительные уроки краеведения, хора, информатики, которые есть у нас во втором классе и которых нет в базовой школе? В нашей гимназии мы можем делить ребят для изучения иностранного языка на три группы, в базовой школе этого нет.

Нам предлагают набрать третий пятый класс. Но набрать 80 человек на три пятых класса из всех школ нашего небольшого Петродворцового района нельзя. Если придут, то от силы два-три из каждой школы, а это чуть больше тридцати человек. Произведем простое арифметическое действие: гимназия наберет один или два пятых класса, а это от десяти до четырнадцати классов в школе. То есть из 600 человек мы будем обучать 200-300, и... вскоре, будучи нерентабельными, закроемся. Еще один нюанс: в свете нормативно-подушевого финансирования кто отдаст к нам в пятый класс своих успешных детей?

Начальную школу в Петергофской гимназии закрыли в прошлом году, и 1 сентября 2009 года без традиционного первоклассника с колокольчиком выглядело очень грустным. А ведь когда-то в царские времена специально открывали железную дорогу, для того чтобы возить сюда детвору из окрестностей. И композитор Антон Рубинштейн выделил на строительство гимназии своих личных три тысячи рублей. Увы, время людей, озабоченных обучением и воспитанием детей, похоже, миновало. Действия чиновников, решивших закрыть прогимназию, несмотря на ее бесспорную востребованность, служат тому наглядным примером.

Санкт-Петербург