Приобретать предметные знания и развивать общеучебные умения и навыки помогают сегодня школьникам современные УМК с мультимедийной поддержкой и учебники-навигаторы, а новые технологии дают возможность на практике отрабатывать умения, необходимые для формирования готовности обучаемого к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Благодаря этому ученик получает своего рода толчок к дополнительному поиску информации из разных источников, приобретает навык исследовательских видов деятельности.

Сегодня в образовании особое место занял компетентностный подход. В рамках учебно-познавательной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование научных методов познания.

Современные УМК и учебники-навигаторы, безусловно, способствуют формированию как информационной компетенции, так и компетенции личностного самосовершенствования. Ведь очевидно, что с помощью реальных объектов, таких как телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем, копир, и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) у ребят должны и будут развиваться умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности выпускника по отношению к информации, содержащейся в соответствующих уровню обучения учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования. И очень важно, что авторским коллективом издательского дома «Дрофа» при создании учебных линий по биологии учитываются данные аспекты. Именно этим их УМК интересны учителям и школьникам, потому широко используются и востребованы в Нижегородском регионе. Тщательный отбор содержания, предметных и учебных умений позволяет сделать учебные линии не только доступными учащимся соответствующих возрастных групп, но и дает возможность переводить эти знания и умения в компетентностную категорию.

Издательство «Дрофа» работает в тесном контакте с педагогическими коллективами, и это общение очень важно обеим сторонам. Практикующие учителя, как никто другой, могут по-настоящему оценить достоинства и выявить недочеты учебника, а создатели учебников, прислушиваясь к этим замечаниям и предложениям, внести необходимые коррективы, дающие возможность совершенствовать учебники как по содержанию, так и по форме. Создание УМК является одной из первых ступенек в процедуре реализации школьного образования. И здесь важным и обязательным элементом в совершенствовании, создании и формировании модели обучения является проведение апробации новых учебных пособий. Эта процедура ведет за собой поиск проблемных точек как в содержании, так и в методических подходах. Апробация организуется на пилотных площадках. Отбор их основывается как на желании того или иного педагога участвовать в апробации, так и на его педагогической профессиональной компетентности: умении использовать компьютерные технологии в учебной деятельности; проводить педагогические исследования; ставить и решать экспериментальные задачи; анализировать и обобщать полученные результаты; находить пути выхода из разных педагогических ситуаций и затруднений.

Педагог-исследователь не только сам активно вовлекается в процесс совершенствования УМК, но и привлекает к этому ученические коллективы. Обучающиеся, работая с учебниками нового поколения, имеют право высказывать свои предложения по организации учебного процесса, повышению его эффективности и содержательности.

Первым интересным опытом с внедрением учебной линии на территории края была апробация комплекса по биологии авторской линии В.И.Сонина. Эта учебная линия кардинально меняла подходы к изложению учебной информации, имела отличную от других линий структуру содержания, но при этом была очень наглядной, лаконичной, интересной и доступной для обучающихся. Преподавание биологии здесь было рассчитано на развивающий эффект, усвоение большого объема информации, и не все педагоги на тот момент были к этому готовы. Чтобы снять возникающие вопросы и облегчить процедуру внедрения данной линии, и начался процесс апробации.

Отбор школ был сделан с учетом разных возможностей педагогов, разных условий организации преподавания и разной социальной структуры учащихся. Школы, в которых началась апробация, находились в разных районах Нижнего Новгорода, отличались по контингенту учащихся и направленностью образовательной деятельности. Отличалась и недельная нагрузка в преподавании биологии - от 2 до 3 часов в неделю - за счет школьного компонента учебного плана. Эксперимент предусматривал использование рабочей тетради на печатной основе, но в некоторых школах из-за финансовых проблем тетради использовались выборочно или совсем не использовались. При этом более широко использовался методический аппарат учебников. Это позволило дать более объективную оценку его содержанию и валидности. Учителя, участвующие в эксперименте, - педагоги высшей квалификационной категории. Использовали они и разные методики, и разные стили в работе, предпочитая системность и игровые формы, интегративный и академичный подходы с использованием художественного слова.

Процедуре апробации предшествовал этап аналитической оценки УМК и создание собственного дидактического материала. Анализ УМК осуществлялся с использованием разных методик (д.п.н. И.А.Колесниковой; А.Ф.Аспицкой, Ю.Ф.Фоминых; опросов, тестирования и анкетирования разных участников педагогического процесса), поэтому к моменту осуществления обучения школьников у экспериментальной группы уже сложились свои подходы и предложения по улучшению процесса преподавания по данной линии.

Используемые в апробации учебники по линии Н.И.Сонина позволяют воплотить в жизнь эволюционный подход, показать зависимость строения биологических систем от их функции, увидеть целостность живой природы. Представленный в учебниках материал отличается строгой научностью, наглядностью, четкостью в изложении информации, интересным методическим аппаратом и оригинальностью оформления. Объема предлагаемой информации в учебниках вполне достаточно для их использования по программам углубленного изучения, для этого необходимо дополнить уже имеющиеся программы соответствующим содержанием.

Хочется отметить, что УМК дает возможность использовать разнообразные педагогические технологии, в том числе и проектные.

Представленные результаты говорят о положительной динамике в апробации данного УМК в экспериментальных школах и создают потенциал новых форм его использования в образовательном процессе.

Тщательный анализ, опыт апробации и внедрения выявили возможности использования этих учебных пособий для расширенного и углубленного изучения предмета. Материалы апробации были представлены на российском семинаре в Санкт-Петербурге, где руководители эксперимента аргументировали возможности использования данного УМК для углубленного изучения биологии в основной школе. Для этого возникла необходимость специальной программы. Она была создана в 2008 году и издана в сборнике программ по биологии издательства «Дрофа».

Нижегородскими педагогами апробировался и комплекс для базового уровня третьей ступени обучения авторов В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой и Е.Т.Захаровой.

Еще большие возможности для углубленного изучения биологии дают учебники нового поколения - учебники-навигаторы. На сегодняшний день издательством «Дрофа» выпущено три таких учебника: для 6 класса - «Живой организм», для 7 класса - «Многообразие организмов» и для 10 класса - «Общая биология» (базовый уровень). Все эти учебники апробируются в Нижегородском регионе.

В состав учебного комплекта входят:

1. Учебник-навигатор.

2. Мультимедийная составляющая на CD, имеющая ссылки на внешние ресурсы (Интернет).

3. Печатные носители информации в виде рабочих тетрадей, тетрадей для лабораторных работ, для проверки качества знаний, тестовые задания и т. д.

4. Методические рекомендации для учителя.

Наиболее интересным для детей и педагогов являются учебник-навигатор и его мультимедийная составляющая. Именно они позволяют обеспечить теоретическую часть иллюстративным материалом, способствуют выработке навыков самостоятельного получения и анализа информации, дифференцированно подойти к каждому ученику, формировать компетенции и компетентности не только у обучающихся, но и профессиональные компетенции педагогических кадров, повысить эффективность процесса обучения, стимулировать потребности в учении.

Апробация учебников-навигаторов имеет, правда, свою специфику. Она определяется техническими возможностями школ, использующих данные учебники. В одних учитель имеет возможность проводить уроки в компьютерном классе в любое время, в других ученики иногда приходят в компьютерный класс, в третьих педагог использует мультимедийные материалы только как демонстрационные. На базе пилотных площадок реализуется вариант монотехнологии, или основной.

При проведении и планировании уроков учителя используют как полностью весь комплект, так и отдельные его модули в качестве самостоятельного источника информации. Мультимедийная поддержка привлекает внимание не только тех, кто непосредственно работает по данному УМК, но и педагогов, которые хотят сделать образовательный процесс более привлекательным, наглядным и содержательным. В этом случае реализация осуществляется в «проникающей» форме.

Как показывают первые итоги апробации, учебники-навигаторы значительно повысили интерес обучающихся к изучаемому предмету, расширили возможности использования проектных технологий, сделали процесс обучения более эффективным, личностно ориентированным, компетентностным.

Что касается мультимедийной поддержки учебника-навигатора, она хорошо подходит и к базовому учебнику «Общая биология. 10-11 классы» авторов В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. К тому же независимо от учебной линии, по которой работает школа (если содержание тем совпадает), учителя активно привлекают мультимедийные материалы для поддержки учебного процесса по другим УМК.

И, учитывая, что сегодня приоритетным направлением развития российского образования является результативность обучения школьников, хочется еще раз отметить, что именно такие учебники, с использованием цифровых образовательных ресурсов, дают колоссальные возможности по повышению эффективности процесса обучения.

Елена АЛЕКСЕЕВА, зав. кафедрой естественно-научного образования Нижегородского института развития образования; Елена БУЛАТОВА, заслуженный учитель РФ, директор МОУ СОШ №44

Нижний Новгород