В своей работе я не отказываюсь от традиционных форм. Считаю, что важна планомерная и систематическая краеведческая и поисковая работа, именно она расширяет кругозор, формирует гражданское самосознание, влияет на формирование качеств человека-патриота: ответственности, чести, достоинства, чувства долга.

В моей работе сложилось немало традиций. Например, в 5-м классе первую экскурсию по родному поселку Кадуй провожу сама. Рассказываю историю появления поселка, показываю первые улицы и дома, знакомлю с биографиями людей, в честь которых названы улицы. Каждый выпуск веду в поход на братские могилы в деревню Холмище, где захоронены солдаты, погибшие в октябре 1941 года во время бомбежки. Каждый новый учебный год мы начинаем и заканчиваем посещением памятного знака нашим землякам, погибшим в локальных конфликтах в мирное время.

Любая экскурсия, поход имеют большое значение не только для расширения кругозора. Ребята получают практические знания, умения, накапливают жизненный опыт. Эта форма работы дает много и мне как классному руководителю. Я вижу то, чего нельзя увидеть в школе.

Хочу поделиться опытом в разработках проекта на определенную тему в воспитательной работе. В моей практике эта форма работы очень успешно себя зарекомендовала.

В конце 6-го класса во время знакомства ребят с Книгой памяти я обратила их внимание на страницу 17, где записано: «Рано овдовевшая крестьянка из деревни Малафеево Волкова Ксения Исаковна одна воспитала шестерых сыновей и дочь. Все шестеро ее сыновей погибли, а в память о многострадальной матери не сохранилось даже фотографии». Я спросила ребят: «Как вы думаете, можно ли в наше время найти что-нибудь об этих солдатах, об их маме?» Подумав, ребята ответили: «Давайте попробуем!» Так возникла идея нашего проекта, который мы так и назвали - «Судьба семьи крестьянки Волковой Ксении Исаковны».

Уже в 7-м классе собрались на первую встречу и разработали план проекта, обозначили цель этой работы, расписали, кто за какой участок будет отвечать. Моя задача заключалась в том, чтобы правильно подобрать конкретные задания каждому ребенку в соответствии с его наклонностями и способностями, степенью организованности. Все загорелись желанием участвовать в проекте. Но ребят нужно было научить очень многому: показать, как оформить лист общения, как писать письма, запросы, объяснить, как общаться с людьми старшего поколения, как анализировать информацию, обобщать. Себе я отвела роль организатора, инструктора, консультанта, наставника, наблюдателя и эксперта.

Ребята определили цель проекта: найти и оформить материал о судьбе крестьянки Ксении Исаковны Волковой и ее сыновьях, подготовить защиту проекта. В план действий мы включили следующие пункты:

1. Работа с Книгой памяти.

2. Встреча с работниками музея поселка Кадуй.

3. Поиск адресов старожилов и родственников.

4. Переписка и встреча с внуками Волковой К.И.

5. Работа в архиве.

6. Оформление «Письма в прошлое» и выступление на районной научно-практической конференции «Мир через культуру».

7. Оформление материала в местную газету «Наше время».

8. Анализ стихотворения о Волковой К.И.

9. Экскурсия в редакцию газеты, типографию, знакомство с журналистами.

10. Оформление, организация и проведение устного журнала «Их имена в памяти нашей навечно».

Вот как мы выполнили эти пункты:

1. В Книге памяти ребята впервые узнали имена сыновей Ксении Исаковны, определили их возраст. Так как я знаю родословную многих семей своего класса, то знакомство это увязала с фактами из истории их семей. Каково было удивление ребят, когда они находили в Книге памяти фамилии своих прадедов!

2. Работники музея нашего поселка показали фотографии шестерых братьев Волковых. К каждой фотографии была приложена скупая информация архива райвоенкомата. Подсказали нам адреса старожилов.

3. Ребята разбились на маленькие группы и пошли по адресам. Я учила их составлять листы-опросники, правильно их оформлять, объяснять цель своего прихода. Надо было видеть лица наших собеседниц-бабушек, их глаза с набежавшей слезой от нахлынувших воспоминаний. С такой теплотой они рассказывали о Ксении Исаковне, вспоминали ее сыновей. Впоследствии ребята сделали вывод: для сельчан эта женщина была святым человеком. Старожилы подсказали адреса внуков К.И.Волковой.

4. У нас завязалась переписка с Череповцом Вологодской области, Тихвином Ленинградской области. Пришли ответы из музеев городов Великие Луки и Тихвин. Письма читали и перечитывали, анализировали, отбирали материал о солдатах и их маме. Дочь старшего сына Степана выслала нам стихи, посвященные бабушке Аксинье. Именно эти стихи помогли установить некоторые факты из военной жизни трех братьев. Съездили в гости к внуку Ксении Исаковны в одну из деревень нашего района. Работали в архиве Череповца.

5. Мы выступили на районной научно-практической конференции «Мир через культуру», заняли 2-е место. У нас появился большой рукописный материал о семье Волковых.

Журналист О.И.Ваточкина поместила нашу повесть-исследование в местную газету под названием «А она все ждала...». Мы предложили занести имя Волковой К.И. в почетную книгу «Материнского подвига» нашего района. Она это заслужила.

6. К празднику Победы мы оформили сценарий устного журнала «Их имена в памяти нашей навечно!», одна из страниц которого называлась «Памяти простых солдат». Мы рассказали нашим гостям все, что смогли узнать о братьях Волковых. Все они пропали без вести. Не каждому солдату удалось совершить громкий подвиг, но каждый из них погиб, защищая Родину, и только одно это дает им право на светлую память о них.

В заключение устного журнала я зачитала ответ из музея города Тихвина: «Спасибо за поисковую работу. История не простит, если мы будем забывать своих предков - героев военных событий, скромных тружеников военных действий и тыла. Хорошо, что вы это понимаете». Эти слова и стали оценкой труда моих воспитанников.

Материал школьного проекта пополнил экспозицию школьного музея и музея поселка Кадуй. Им пользуются классные руководители школы на своих мероприятиях, посвященных Дню матери. История судьбы К.И.Волковой никого не оставила равнодушным.

Наш проект неожиданно получил приятное продолжение. В газетном материале мы написали, что очень бы хотели, чтобы на малафеевской земле появился памятный знак в честь солдат Волковых. После публикации откликнулись, нашли и познакомились с нами правнуки Ксении Исаковны и внуки пропавших без вести солдат. Некоторые из них этой истории не знали. Они поддержали нашу идею. Откликнулся предприниматель, изготовил деревянный трехметровый крест. Начальник дорожного участка сделал насыпной холм. И в светлый православный праздник Троицы был открыт этот знак Памяти. Была размножена статья из газеты, и люди брали ее в каждую деревню. Здесь, у этого креста, перезнакомились заново родственники, так как неумолимое время прервало нить общения. Сельчане предложили собрать деньги на установку плиты Скорби вместо креста. Прошел сбор денег по деревням. Плита Скорби была установлена 7 мая 2007 года! Вот такое получилось продолжение.

Работа над этим проектом так захватила ребят, что первого сентября нового учебного года они уже сами обратились ко мне с новыми идеями: написать историю деревни Малафеево, найти материал об интересных людях из этой деревни, сверить список погибших по деревням бывшего Петухского сельского совета, снять фильм, а затем передать его в школьный музей.

Общие итоги проекта мы подвели 1 сентября в 8-м классе. Из 23 воспитанников в проекте участвовали все; прочувствовали степень важности темы 100%; испытали удовлетворенность в работе 100%; сохранили желание работать на перспективу 100%.

Убедилась еще раз в том, что совместная коллективная работа над проектом дает возможность каждому воспитаннику проявить себя в выборе конкретного дела и с успехом его завершить.

Метод проекта имеет большое значение не только для расширения кругозора воспитанников. Они учатся взаимопомощи, видят перед собой пример старших, ощущают сопричастность к чему-то важному. Деятельная работа сплачивает ребят, они получают возможность нового общения, совместного творчества. Групповая работа в проекте помогает ученикам развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности.

Ребята осваивают элементы организационной деятельности, роли лидера, сотрудника, исполнителя.

Школьники учатся высказывать суждения, формулировать проблемы, отстаивать свою точку зрения, принимать решения, планировать свою деятельность, исправлять ошибки, распределять обязанности, подводить итоги, анализировать их.

Нина ХРАПИЧЕВА, учитель средней школы №2 поселка Кадуй Вологодской области