Дмитрий ШПАРО, директор Клуба «Приключение»

Глухие дети, которых привозил в лагерь педагог зеленоградского реабилитационного образовательного центра Андрей Андрейкин, были нашими первыми молодыми друзьями с ограниченными возможностями здоровья. В 2003 году лагерь посетили дети слабовидящие, на следующий год - дети с ДЦП...

А вот статистика пребывания в «Большом Приключении» детей-инвалидов за прошлый год: в течение лета, осени и зимы (с 2007 года лагерь стал всесезонным) в Карелии побывали 700 детей с ограниченными возможностями здоровья. Имея путевки на 14 дней, ребята мужественно шли в семидневный поход первой категории сложности. 41% - дети с ограничениями по слуху; 2% - с дефектами речи; 7% - с заболеваниями опорно-двигательного аппарата; 34% составили дети с задержкой психического развития или с умственной отсталостью, и, наконец, 16% пришлось на ребят с другими патологиями. Слабовидящие дети не вошли в этот перечень, потому что отважились на более сложный уровень - двухнедельный поход.

За 11 лет мы пропустили через лагерь более десяти тысяч человек и накопили, понятное дело, огромный опыт. От Клуба «Приключение» отпочковалась часть активистов, образовав в Москве Центр дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» во главе с Матвеем Шпаро. Наша работа с детьми «прибила» нас к официальному московскому образованию. Теперь стало ясно, что надо обобщать опыт, и уже не на уровне «круглого стола» в любимой газете или выставки фотографий в Департаменте образования Москвы, и даже не на уровне доклада на заседании московского правительства. Нужно было межрегиональное общение.

В ноябре прошлого года директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ Алина Левитская разослала в регионы письма: «приглашаем на конференцию», «просим прислать доклад»... Конференция состоялась, прошла блестяще. Мы попросили «УГ» напечатать несколько докладов и выдержки из Резолюции конференции.

Екатерина КОЛЕСНИКОВА, заместитель директора Центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий»:

Безграничные возможности туризма

На конференции с трудным названием «Перспективы развития туристско-краеведческой деятельности как метода реабилитации, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» педагоги, психологи и медики из 12 регионов России обсуждали проблему, которую кратко можно сформулировать очень просто: ребенок с ограниченными возможностями здоровья в туристском походе. Тема сложная - вопросов едва ли не больше, чем ответов. В одном собравшиеся были единодушны: туризм приносит «особенным» детям особенную пользу - такую пользу, которую трудно извлечь, используя традиционные методики и формы работы. Причем приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к туризму - это ломка стереотипов, постоянная борьба с устоявшимися представлениями, и ведут эту борьбу пока единицы. Именно таких энтузиастов и собрала конференция.

Руководитель Департамента образования Москвы Ольга Ларионова в своем приветствии участникам конференции отметила: «Сложность, актуальность и полемичность заявленной темы, а также то, что она находится на стыке интересов представителей разных отраслей научного знания - педагогики, психологии и медицины, являются гарантией начала интереснейшего диалога и плодотворного сотрудничества».

Программа конференции была спланирована таким образом, чтобы участники могли не только послушать доклады, но и ознакомиться с новейшими технологиями работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для этого было организовано два выезда: на площадку тренажерного комплекса «Открытие» в Рузу и в санаторно-лесную школу №7 под Истрой.

Тренажеры «Открытие», разработанные Клубом «Приключение», - это уникальный комплекс, высотная полоса препятствий, пройти которую можно только при условии слаженной работы команды. В первые два месяца участниками новой программы стали 400 детей с различными отклонениями от общепринятых стандартов здоровья. Для участников конференции было проведено открытое занятие: инструкторы Клуба «Приключение» прошли высотные тропы вместе с воспитанниками школы-интерната №5 (для детей с нарушениями зрения) и школы-интерната №31 (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Затем гости смогли проникнуть в суть программы «Открытие», поскольку для них было устроено эксклюзивное прохождение трассы. Одно дело смотреть со стороны, а другое - самому балансировать в пустоте, держась только за плечи товарища.

Поездка в санаторно-лесную школу №7 была не столь экстремальной, но не менее познавательной. Директор Ирина Шпитальская ознакомила участников конференции с новейшими методиками обучения, воспитания и оздоровления детей с ограниченными возможностями. Иппотерапия, лечебные процедуры, велотренировки, порядка тридцати кружков и секций дополнительного образования - коллективу школы есть чем гордиться и чем делиться.

В стенах образовательного центра «Команда» в Истринском районе Подмосковья проходила работа секций. Одним из главных достижений конференции стало то, что обобщен большой и разнообразный материал: теория и практика туристско-краеведческой работы с детьми-инвалидами в разных регионах России собрана теперь под обложкой сборника «Актуальные проблемы туристско-краеведческой деятельности как метода реабилитации, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». Второй важный итог - появление программного документа - Резолюции, текст которой публикуется ниже.

Гюльнара САХИБЗАДАЕВА, менеджер Благотворительного фонда имени В.Л.Засова, Уфа:

Рекомендуется участие в походе

Двадцать лет назад любое отклонение здоровья от нормы становилось преградой для участия человека в спортивном туристском походе. В настоящее время дебаты о том, надо ли инвалидам заниматься туризмом, полезно, не опасно ли, стихли. Медиками, психологами, педагогами туризм признан действенным средством адаптивной физической культуры, социальной, психологической реабилитации.

Уникальность положения педагога дополнительного образования состоит в том, что он сам выбирает образовательную программу в зависимости от потребностей своих воспитанников. Занимаясь с детьми завязыванием узлов, альпинистской техникой, ориентированием, отработкой элементов пешего, водного туризма, на самом деле педагог проводит важные коррекционные мероприятия по развитию пространственно-логического мышления, памяти, улучшению мелкой и крупной моторики, ловкости, силы, выносливости, воспитанию смелости. Принимая участие в различных туристских мероприятиях (походах, лагерях, соревнованиях, экскурсиях), ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится общаться, жить в коллективе без родителей, преодолевать стрессы, приспосабливается к своим ограничениям, а значит, учится адекватно себя воспринимать.

Осознать все вышесказанное мне помог директор Центра медико-психологической реабилитации инвалидов в Уфе Альфир Ахметшин после рождения моей третьей дочери с диагнозом ДЦП. Мы лечились в больницах, принимали все предписываемые процедуры, но было непонятно, что ждет ребенка в будущем, если он имеет тугоухость 2-й степени, задержку развития, сильную спастику ног, рук, невнятную речь. Как она будет учиться, работать, решать свои проблемы после того, как ее родителей не станет? Только медицинскими средствами такие проблемы решить нельзя.

Идея социальной интеграции юных туристов в общество через использование реабилитационных технологий, предложенных центром Ахметшина, легла в основу деятельности детского туристского объединения «Маугли» Республиканского центра детско-юношеского туризма и экскурсий Министерства образования Республики Башкортостан.

Любопытство, интерес к путешествиям, стремление к перемене мест в той или иной мере присущи каждому ребенку и служат сильным мотивом для занятий в туристском кружке у воспитанников интернатных заведений. Этот мотив настолько силен, что заставляет детей терпеть неудобства во время передвижения, стирать запачкавшуюся одежду после каждого занятия и делать многое другое. Занятия в объединении с детьми 11-16 лет проходили 2 раза в неделю в виде экскурсий по городу, в музеи, по природному ландшафту. Благодаря тому что юные туристы постоянно совершенствовали навыки ходьбы (2-3 км за занятие), не исключая и тех детей, которые передвигались с помощью палочек, костылей, имели нетвердую походку и постоянно падали, оказалось возможным по нескольку раз в год устраивать экскурсионные поездки в другие города, к памятникам природы Башкортостана, в летние туристские лагеря. Кроме того, кружковцы с интересом осваивали туристские навыки и неоднократно занимали призовые места в профильных республиканских соревнованиях по пешему туризму, ориентированию. Хочется подчеркнуть, что именно регулярные занятия (2 раза в неделю) на протяжении 2-3 лет дают ощутимый реабилитационный эффект.

Общеизвестно, что, чем раньше начинается реабилитационное воздействие на ребенка, тем оно эффективнее. Если здоровые дети приходят заниматься туризмом в основном в среднем школьном возрасте, то детей с ограничениями возможностей здоровья в туристское объединение надо включать еще до школы. Например, в 1995 году на Павловском горном водохранилище мы провели двухмесячный туристский лагерь для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Юные туристы из коррекционного детского сада Уфы, которым было 5-7 лет, приехали в лагерь вместе с мамами на 10 дней. Лагерь располагался на обширной территории, и поверхность земли была неровной. В первые дни дети падали, спотыкаясь о растяжки палаток и бугорки, через каждые 5-10 шагов, но организаторы лагеря не стали выравнивать поверхность, а для того чтобы усилить реабилитационный эффект, положили бревна различной толщины поперек троп, ведущих к палаткам, реке, костру, туалету. Всем участникам приходилось помногу раз в день перешагивать, перелезать через них. В результате в конце смены у всех детей улучшилась координация движений, походка стала увереннее. Дети перестали бояться передвигаться по большой поляне самостоятельно, преодолевали некрутые склоны. Моя пятилетняя дочь, которая из-за спастичности мышц ходила на мысочках, в конце смены могла наступать на всю стопу. Этого эффекта мы не могли добиться многочисленными курсами массажа, лекарственной, игло- и физиотерапией.

Для сравнения, у подростков 13-16 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, приехавших в лагерь в следующую смену, навыки ходьбы улучшились, но добиться такого сильного эффекта не удалось даже при целенаправленной работе. Тем не менее были решены задачи по повышению самооценки, привитию жизненно необходимых знаний, умений и навыков.

Каждое мероприятие, проводимое с детьми этой категории, требует пересмотра традиционных подходов. Так, от волнения на соревнованиях у ребят с рядом заболеваний увеличивается спастика, ухудшается память, пропадает уверенность в себе. Соревнования необходимы, но, учитывая, что именно зачет по времени выступает стрессовым фактором, время должно использоваться только как контрольный инструмент. Юные туристы, работающие на дистанции в этих условиях, чувствуют себя свободно, с удовольствием показывают полученные на тренировках знания и навыки.

Чтобы понять, как работать с необычными юными туристами, какие цели перед ними ставить, как относиться к их физическим и другим ограничениям, коллективу единомышленников потребовалось 6 лет. Срок достаточно большой, и не рационально каждому проходить его заново. Необходимо наладить разработку методической базы направления «Туризм для детей с ограничениями возможностей здоровья» и организовать подготовку кадров.

Хочется надеяться, что когда-нибудь детям с ограничениями возможностей здоровья в карте индивидуальной реабилитации будет делаться запись: «Рекомендуется участие в туристском лагере, занятия в туристском объединении в системе дополнительного образования».

Лариса УСАЧЕВА, директор областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения, Оренбург:

Дорогу осилит идущий

Еще в 2001 году специалисты оренбургского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения пришли к выводу, что одним из действенных методов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья являются занятия туризмом и краеведением. Именно в туризме создаются оптимальные условия для самореализации современного ребенка, а для детей с ограниченными возможностями здоровья это основная, если не единственная, возможность получения жизненно важных навыков.

Среди прочих методов работы с детьми, обучающимися в специальных школах-интернатах и детских домах Оренбургской области, мы выделили областные туристские слеты.

Легко представить себе, какой «живой водой» становятся эти слеты для детей-инвалидов. Вот факторы, лежащие на поверхности: оздоровительное воздействие природной среды и активности на свежем воздухе. Но кроме того, это абсолютно новая ситуация развития: выход из четырех стен, кардинальная смена обстановки, расширение круга общения. Преображается социальная роль юного туриста - из опекаемого объекта воздействия он превращается в активного субъекта взаимодействия.

За годы проведения туристских слетов в них наряду со здоровыми сверстниками приняли участие более трех тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мои личные наблюдения говорят о том, что поездка на слет воспринимается детьми-инвалидами как радостное и долгожданное событие в их однообразной жизни. Атмосфера слета, его девиз «Один за всех - все за одного!» дают возможность каждому участнику почувствовать себя нужным, востребованным. Скажу очевидное: все это оказывает огромное воспитывающее воздействие и на здоровых детей.

На слетах ребята вплотную знакомятся с туристским бытом и азами туристских навыков. Разжигание костра, заготовка дров, воды, приготовление пищи, уборка территории - обязательные составляющие жизни лагеря.

Благодаря четкой организации режима дня дети легко преодолевают адаптационный период; максимальная загруженность не позволяет им скучать.

Перед началом соревнований по пешеходному туризму и спортивному ориентированию ребятам демонстрируется, как нужно пройти технически сложные участки трассы, а для многих из участников организуется предварительная тренировка в сопровождении судейской спасательной службы.

Туристская полоса препятствий (или туристская эстафета) включает элементы техники, характерной для пешего похода: различные виды переправ - вброд, по клади, с использованием веревочных подъемов и спусков по крутым склонам, различных способов транспортировки «пострадавшего».

Отмечу, что вся эта система никогда не закостеневает, она подвижна и создает условия для свободного и творческого подхода.

Светлана ТИТОВА, социальный педагог специальной (коррекционной) школы-интерната №31 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, Москва:

Им трудно, но они не сдаются

В нашем интернате дети помимо основного заболевания - ДЦП - страдают еще целым букетом дополнительных недугов, связанных с неправильным развитием костно-мышечной системы.

Как педагог и классный руководитель, я выпустила в самостоятельное «плавание» пять двенадцатых классов. Вышедших замуж или женившихся наберется человек девять, что составляет 17% от всех моих выпускников. Чуть больше тех, кто устроился на работу после приобретения специального профессионального образования, их около 35%. Это очень низкие показатели. Найти работу нашим ребятам крайне сложно и часто не по причине особенного физического развития, а по психологическим причинам, которые есть как у самих людей с последствиями ДЦП, так и у работодателей - они не готовы сотрудничать с инвалидами-опорниками.

И вот теперь я остановлюсь на, казалось бы, парадоксальном методе реабилитации с помощью активного туризма. Еще в 2004 году основатели Клуба «Приключение» Дмитрий и Матвей Шпаро пригласили группу нашего интерната из десяти человек в водный поход по Карелии. Конечно, у нас возникли большие сомнения, ведь поход на катамаранах - это риск, огромная трудность для наших детей.

Первый опыт оказался исключительно позитивным. Дети, участвовавшие в 14-дневной программе «Большого Приключения», были в восторге. С тех пор интернат стал активным участником всех программ клуба, адресованных детям-инвалидам. К 2009 году у нас появился опыт участия в водных, пеших, лыжных походах, которые проводятся с периодичностью один-два раза в год.

Хочется поделиться своими личными наблюдениями, поскольку на протяжении шести лет я отправляюсь вместе с детьми в лагерь «Большое Приключение».

Одно из труднопреодолимых препятствий, возникающих, как только дело касается туристской деятельности, - это вердикт медиков, которым, конечно, легче не отпустить ребенка в поход. Это неправильно, ведь параллельно с медикаментозным лечением должны существовать иные виды реабилитации.

Занятия туризмом позволяют ребятам расширить свой кругозор, чувственный опыт, опыт осязания, развивают согласованность действий мышц и глаза. При работе с компасом дети заставляют свои мышцы слушать команды мозга, так как необходимо замереть и найти азимут предмета. При работе с веревками развивается мелкая моторика рук, ребята стараются заставить слушаться свои пальцы, чтобы завязать узел. Часто терпения не хватает, дети начинают нервничать и бросают занятие. Но потом находятся различные способы вязания узлов, из которых ребенок может выбрать наиболее удобный для себя. На столе, на весу, сидя или стоя, иногда лежа. Результат - восторг и удовлетворение от достигнутой цели.

Почистить и мелко нарезать овощи, заготовить дрова, развести и поддерживать костер, помыть посуду - вот неполный перечень дел, которые нужно сделать, чтобы приготовить еду. В этом виде деятельности тоже работают руки, развивается мелкая моторика. Включаются и психологический аспект: надо приготовить еду для всех, порезать продукты так, чтобы было красиво, аккуратно и аппетитно. Что касается аккуратности, то для наших детей это очередная проблема - времени на аккуратные действия им нужно затратить больше, чем здоровым людям. То же по поводу мытья рук, продуктов, столовых приборов. Ведь родители всю работу по приготовлению пищи выполняют сами, без привлечения детей. Но в походных условиях если сам не приготовишь, то никто готовить не будет, еще и выскажут замечание, что картошку можно было бы помыть получше, а морковку порезать, а не порубить. Все это заставляет ребят более чем старательно относиться к выполнению поручений.

Работа с такими инструментами, как пила и топор, требует от подростков затрат энергии и достаточно большой силы, сноровки и навыка. Здесь развиваются координация движений, пространственная ориентация всего тела. Ходьба или гребля накачивают слабые мышцы ребят, заставляют мозг отвечать и запоминать движения, тренируют выносливость.

Ради того чтобы дети с ДЦП в будущем не стали закомплексованными и замкнутыми на своей болезни, их надо направлять, заставлять заниматься дополнительно, расширять их кругозор и круг общения, чтобы они научились устанавливать контакт с незнакомыми людьми в любой жизненной ситуации. Этому в полной мере способствуют занятия туризмом, которые для нас стали носить постоянный, последовательный характер.

***

Будучи глубоко заинтересованными в создании эффективной системы адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, участники конференции ходатайствуют перед Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством спорта, туризма и молодежной политики о следующем:

- принять меры для создания нормативно-правовой базы, регулирующей работу системы дополнительного образования для осуществления равных возможностей его получения детьми с ограничениями здоровья, а также нормативно-правовой базы, регламентирующей туристско-краеведческую деятельность с детьми с ОВЗ;

- создать единый информационный портал по проблемам развития туристско-краеведческой деятельности с учащимися и выпускниками с ОВЗ; экспериментальные площадки и ресурсные центры на базе учреждений, занимающихся туристско-краеведческой и спортивно-оздоровительной работой с детьми с ОВЗ;

- для реализации социального заказа на туристско-краеведческую деятельность в системе дополнительного образования детей с ОВЗ необходимо проведение целенаправленной работы по информированию родителей и детей, общественности, заинтересованных организаций о возможностях системы дополнительного образования туристско-краеведческой направленности в области адаптации, социализации, предпрофильной подготовки и интеграции детей с ОВЗ;

- создать механизмы эффективного межведомственного взаимодействия по вопросам поддержки подведомственных организаций при реализации проектов туристско-краеведческой работы с детьми с ОВЗ;

- разработать механизмы государственной поддержки программ работы с детьми с ОВЗ в области туризма и краеведения (система конкурсной, грантовой поддержки проектов);

- инициировать маркетинговые исследования потребностей образовательной сферы в специалистах, способных осуществлять туристско-краеведческую деятельность с детьми с ОВЗ, рассмотреть возможность создания профильных курсов (специальностей) в педагогических, физкультурных и социальных высших учебных заведениях;

- инициировать создание системы научно-методического обеспечения и медико-биологического сопровождения туристско-краеведческой работы с детьми с ОВЗ.

Из Резолюции Межрегиональной

научно-практической конференции