Досье «УГ»

Победители XI Всероссийской олимпиады по физической культуре

Девушки

Маланова Айвика Сергеевна, Республика Марий Эл

Козловская Валерия Васильевна, Ханты-Мансийский АО - Югра

Матюкина Мария Владимировна, Ивановская область

Опекунова Екатерина Олеговна, Ульяновская область

Пуртова Ксения Олеговна, Свердловская область

Иванова Наталия Владимировна, Республика Марий Эл

Исмаилова Алина Сафаровна, Ханты-Мансийский АО - Югра

Юноши

Сизоненко Иван Игоревич, Республика Марий Эл

Пивоваров Алексей Сергеевич, Республика Удмуртия

Федоров Артемий Владимирович, Республика Чувашия

Домченко Артем Сергеевич, Забайкальский край

Денегин Алексей Васильевич, Челябинская область

Мокров Алексей Вячеславович, Ульяновская область

Паскарь Максим Васильевич, Ханты-Мансийский АО - Югра

Илаев Айнур Венирович, Республика Татарстан

Барсегян Артем Арменович, Челябинская область

Замараев Андрей Александрович, Белгородская область

Бодр и весел настоящий чемпион,

Много песен, много шуток знает он.

А кто печально нос повесил,

будет сразу побежден!

Василий ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

Речь идет о физической культуре. 21 апреля в Ульяновске состоялось закрытие XI Всероссийской олимпиады по этому предмету. В город на Волге приехали ребята из 62 регионов России, более двухсот человек. Регионов, чьи представители стали победителями и призерами, - более тридцати. В этом году в число призеров не попал Санкт-Петербург, а приехала оттуда довольно заметная команда ребят, 16 человек. За 11 лет проведения олимпиады не было ни одной апелляции на судейство. Как и в прежние годы, жюри представляли руководители ведущих высших спортивных вузов страны из разных регионов, от Якутии до Ставрополя. Одно из свидетельств хорошей подготовки участников - отсутствие травм, хотя программа соревнований была достаточно сложная и жесткая. Нужно сразу же оговориться, главное на олимпиаде - не сложность, а умение думать, качество мысли, принимаемых решений. Это-то и нужно было в первую очередь показать как в практических соревнованиях, так и в теоретических. Олимпиада состоит из двух этих разделов.

Декан факультета физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета Валентина Балашова поясняет:

- Теоретико-методическое задание включает в себя четыре блока. Первая группа объединяет задания так называемой закрытой формы, когда конкурсанту предлагается четыре варианта, он выбирает один верный. Далее - группа открытой формы, когда конкурсанту необходимо закончить какое-либо выражение, мысль, формулировку. Две другие группы - вопросы с перечислением и на соответствие. Максимальное количество баллов, которое могут набрать участники, - 85, опыт показывает, что самые лучшие результаты - в рамках пятидесяти баллов. В этом году мы сделали так называемый бонус. Дается вопрос. Нельзя сказать, что повышенной сложности. Но он заставляет логически мыслить. И при правильном ответе можно получить четыре балла дополнительно, что очень много, учитывая то, что другие вопросы оцениваются в 0,2 балла и в 0,5 балла или в один. Есть теоретические вопросы по истории спорта, но основной упор - на теорию и методику физического воспитания. Каким образом развить то или иное физическое качество, повлиять на какую-то функцию организма? Есть вопросы, связанные с анатомией. Сложны задания на перечисление. Например: «Перечислите игровые виды спорта, включенные в программу игр ХХХ олимпиады». Можно невнимательно прочитать, забыв о слове «игровые», вписать и легкую атлетику, и многое другое. Наша главная задача заключается в том, чтобы научить самостоятельно заниматься физической культурой, создать устойчивую мотивацию. Занимаясь сам, ты включишь в это и семью. Здесь нужны теоретические знания о том, какие упражнения и как влияют на ту или иную группу мышц, что представляет собой простейший комплекс упражнений, чтобы развить выносливость, гибкость, ловкость, сбросить лишний вес.

...Задания практического раздела олимпиады вариативны, их также можно выбирать. Однако, если, например, блок А сложнее, дает возможность набрать больше баллов, выполнить его можно так, что общая сумма окажется меньше, при этом, продемонстрировав другой блок, участник имеет возможность набрать больше. Так что эта простота - кажущаяся.

Особенностью XI Всероссийской олимпиады стали соревнования по флорболу. Это командный вид спорта, игра с пластиковым мячом, удары по которому наносятся клюшкой. Как и в хоккее, нужно забить мяч в ворота соперника. Игра может проводиться на любой площадке: и на улице, и в зале, и она тем более актуальна, что на следующий год предполагается проведение чемпионата Европы среди школьников по флорболу. На школьной олимпиаде нет командных игр, каждый участник за себя, поэтому во флорболе, как и в футболе, в котором в этом году впервые соревновались и девушки, нужно продемонстрировать какие-либо элементы игры, технические приемы, комбинации. По словам сопредседателя жюри, проректора Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Николая Чеснокова, очень интересной в этом году была гимнастика. Как и многие другие испытания, она требует от участника самостоятельности. Не только в выступлениях, но и в выборе заданий. Из четырех испытаний (группы А и Б) нужно выбрать два и, показав себя, не набрать штрафных баллов. Гимнастика включает в себя акробатику, упражнения на брусьях, бревне, опорный прыжок. Прекрасно показали себя девушки. Результаты были высокими, отличаясь порой разницей только в полбалла.

- Нам важно, чтобы ребенок победил в честной, спортивной, индивидуальной и, я бы сказал, интеллектуальной олимпиаде, - говорит Николай Чесноков о принципах организации соревнований. - Не важно, в какие вузы они пойдут и кем станут. Будут ли работать в области физической культуры и спорта или нет. Но они будущие мамы и папы, и знания о здоровом образе жизни они всегда донесут до своих детей. Спорт у нас будет тогда, когда будет разностороннее образование. Если директор хочет, чтобы в школе были дисциплина и порядок, ему нужен хороший учитель физической культуры.

Ульяновск